Помощь в трудоустройстве
В первую очередь содействие в организации предпринимательской деятельности предоставляется безработным, которые в связи с положением на рынке труда не имеют возможности получить подходящую работу и организуют наиболее значимые для данной административно-территориальной единицы виды предпринимательской деятельности. Виды такой деятельности определяют местные органы власти.
Для получения субсидии необходимо обратиться в службу занятости по месту регистрации в качестве безработного.
При этом нужно предоставить разработанный бизнес-план и написать заявление о предоставлении субсидии.
С безработным, получившим решение о предоставлении субсидии, органами по труду, занятости и социальной защите заключается договор о предоставлении субсидии.
Предоставленная безработному субсидия используется им на приобретение оборудования, инструментов, машин и механизмов, сырья, материалов, оплату услуг, а также на иные цели, связанные с организацией деятельности.
Также безработным, желающим открыть собственное дело, предоставляется возможность пройти обучение основам предпринимательской деятельности по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии.
При организации деятельности безработными, зарегистрированными по месту жительства в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, а также в сельских населенных пунктах, субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума.
Справочно: Бюджет прожиточного минимума пересматривается четыре раза в год (1 февраля, 1 мая, 1 августа,1 ноября).
Ответ: Служба занятости оказывает содействие в переселении безработных и членов их семей на новое место жительства с предоставлением работы.
Для этого нужно обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации и зарегистрироваться в качестве безработного.
Специалисты службы занятости, исходя из заявленных нанимателями вакансий с предоставлением жильем, окажут содействие в поиске подходящего варианта.
Безработным, переезжающим на новое место жительства и работы, производится выплата денежных средств в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума. Безработным также возмещаются затраты на переезд: расходы по проезду, перевозу имущества, дополнительные личные расходы за время нахождения в пути.
При переселении на новое место жительства безработного, в составе семьи которого несколько безработных, семикратная величина бюджета прожиточного минимума выплачивается каждому из них при условии заключения с ними договора и предоставлении гарантированного рабочего места.
Дополнительно производится выплата денежных средств безработным в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые, средние городские поселения, в сельскую местность, а также города спутники.
Ответ: С целью обеспечения возможности приобретения профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, расширения возможностей трудоустройства органами по труду, занятости и социальной защите могут быть направлены к нанимателям для приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) безработные из числа:
выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование;
лиц, прошедших профессиональную подготовку или переподготовку по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
лиц, освоивших содержание образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
лиц, длительное время (более 12 месяцев) не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом.
При этом нанимателям, принявшим их на работу, из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, направляемых не мероприятия по обеспечению занятости населения, компенсируются:
затраты нанимателей на выплату заработной платы гражданам, трудоустроенным для приобретения опыта практической работы, с учетом отработанного времени в размере, не превышающем минимальную заработную плату, действующую в период, за который произведено начисление заработной платы;
сумма обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, начисленных на заработную плату.
С безработными, направленными органом по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства для приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности), наниматели заключают срочные трудовые договоры сроком от двух до шести месяцев в порядке, установленном законодательством о труде.
С безработными, направленными органом по труду, занятости и социальной защите для приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) на рабочие места, находящиеся в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, наниматели заключают срочные трудовые договоры сроком на один год, в течение которого гражданами приобретается опыт практической работы
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, также по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством возраста (часть 2 статьи 22 вышеуказанного Закона).
Исходя из указанных норм предложение о назначении пенсии по возрасту досрочно взамен выплаты пособия по безработице может исходить только от органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства безработного.
Под возможностью или невозможностью трудоустройства понимается наличие на рынке труда потребности в работниках квалификации, соответствующей профессиональной пригодности безработного, уровню его профессиональной подготовки, состоянию здоровья, стажу и опыту работы по прежней профессии (специальности), должности. При этом учитывается также активность самого безработного в поиске подходящей работы при содействии органов по труду, занятости и социальной защите.
Как видно из указанной нормы запрет на регистрацию в качестве безработного вводится только в отношении граждан, которым назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия.
Таким образом, граждане, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста, но которым указанные виды пенсии не назначены, имеют право на регистрацию в качестве безработных. Данным гражданам, наравне с другими безработными, выплачиваются предусмотренные в соответствии с законодательством о занятости социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении, а также оказывается необходимое содействие в трудоустройстве, в т.ч. и направление на обучение, оказание содействия в организации предпринимательской деятельности с предоставлением финансовой поддержки в виде субсидии.
При этом управление должно заключить соответствующий договор с нанимателем на прохождение адаптации.
Профориентационные услуги служба занятости оказывает как зарегистрированным безработным, так и обратившимся гражданам при непосредственном обращении в службу занятости, а также при регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите как в качестве безработных, так и в качестве обратившихся граждан.
Специалисты службы занятости информируют граждан о профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда, а также возможностях приобретения профессии при содействии органов по труду, занятости и социальной защите, как в индивидуальном порядке, так и во время проведения групповых мероприятий. Традиционно массовые профориентационные мероприятия проходят в учреждениях общего среднего образования для учащихся старших классов.
Кроме того, на портале Государственной службы занятости в разделе «Профориентация» имеется подраздел «Профессиограммы», который предоставляет пользователям, интересующимся вопросами профессиональной ориентации, выбора профессии, смены рода занятий, в on-line режиме ознакомиться с содержанием деятельности по конкретной профессии (должности), условиями труда на рабочем месте, медицинскими противопоказаниями, профессионально важными качествами, необходимыми для успешного осуществления трудовой деятельности, возможностями карьерного роста, а также перечнем основных учреждений образования, в которых осуществляется подготовка по конкретной профессии (должности).
Безработные направляются органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов в случае, если:
невозможно подобрать подходящую работу по причине отсутствия у безработного необходимых профессии, специальности (направления специальности, специализации), квалификации;
необходимо изменить профессию, специальность (направление специальности, специализацию), квалификацию в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;
безработным утрачена способность к выполнению работы по приобретенным ранее профессии, специальности (направлению специальности, специализации), квалификации или возникли медицинские противопоказания к ее выполнению (статья 18 Закона о занятости).
Приоритетное право при направлении на профессиональное обучение предоставляется молодежи, не имеющей профессии; длительно неработающим гражданам, а также гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов; инвалидам; освобожденным из мест лишения свободы; впервые ищущим работу в возрасте до 21 года; ветеранам боевых действий на территории других государств и др.).
Как, правило, наниматели обращаются за содействием в подборе кадров в том случае, когда сами не могут заполнить имеющиеся вакансии. Здесь на помощь нанимателю приходит служба занятости, которая готова оказать содействие, и с учетом его потребности подготовить нужного специалиста.
В соответствии с законодательством о занятости населения безработный с его согласия может быть направлен на обучение в соответствии с заявкой конкретного нанимателя, гарантирующего его трудоустройство после завершения полного курса обучения. В этом случае заключается трехсторонний договор (орган по труду, занятости и социальной защите - безработный - наниматель), в котором определяются права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение условий договора. Одним из условий такого договора может быть отработка определенного срока у нанимателя.
Такой трехсторонний договор может быть заключен также в период прохождения производственной практики в дополнение к договору на обучение, заключенному ранее.
В этом году поставлена задача обучить под заказ нанимателя не менее 67 процентов от всех безработных, направленных на обучение, в следующем – до 70 процентов.
В данном случае выигрывают все, соблюдаются интересы всех сторон: нанимателя, безработного и службы занятости. Наниматель получает готовые квалифицированные кадры, безработный – новую профессию и гарантированное рабочее место, а служба занятости – удовлетворяет потребность рынка труда в востребованных кадрах.