Договор о создании Союзного государства подписан в
г.Москве 8 декабря 1999
года (далее – Договор).
В соответствии с Договором одной из важнейших целей
Союзного государства является проведение согласованной социальной политики,
направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Достижение данной цели, как и других целей, нашедших отражение
в Договоре, осуществляется поэтапно, с учетом приоритета решения экономических
и социальных задач.
На основании статьи 18 Договора гармонизация и
унификация законодательства государств-участников, согласованная социальная
политика (включая вопросы занятости, условий труда и его охраны, социального
обеспечения и страхования), обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и
оплате труда, предоставлении других социальных гарантий относятся к совместному
ведению Союзного государства и государств-участников.
Согласно статье 31 Договора в Союзном государстве
действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной
защиты населения и пенсионного обеспечения.
Министерством труда и социальной защиты Республики
Беларусь в тесном взаимодействии с профильным министерством Российской
Федерации осуществляется последовательная планомерная работа по реализации
положений Договора в части вопросов социально-трудовой сферы.
Реализованы Концепция социального развития Союзного
государства до 2005 года, Концепция социального развития Союзного государства
до 2010 года, Концепция социального развития Союзного государства на 2011 –
2015 годы, посредством выполнения которых обеспечивалась реализация Договора,
осуществлялось сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
в социальной сфере с целью обеспечения равных прав граждан обоих государств,
определение приоритетных и первоочередных задач Союзного государства в отраслях
социальной сферы, формирование механизмов принятия согласованных управленческих
решений, реализация приоритетных направлений проведения общей согласованной
социальной политики.
Проведена работа по реализации Программы совместной
деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и
сближению уровня социальных гарантий граждан Республики Беларусь и Российской
Федерации на 1999 – 2000 годы, Программы Союзного государства «Совместная
деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой
сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 2007 – 2010
годы».
Выполнены Приоритетные направления и первоочередные
задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу
(2014 – 2017 годы).
Действенной площадкой, в рамках которой министерства
труда и социальной
защиты Республики Беларусь и Российской Федерации рассматривают и обсуждают
наиболее актуальные вопросы двустороннего взаимодействия по проведению
согласованной политики в социально-трудовой сфере, подводят итоги проделанной
работы, определяют дальнейшие совместные действия на перспективу, являются
проводимые на ежегодной основе совместные заседания коллегий.
С учетом положений Договора одним из основных
направлений взаимодействия является обеспечение равных прав граждан
Беларуси и России в
социально-трудовой сфере. Благодаря совместным скоординированным усилиям сторон
к настоящему времени накоплен существенный положительный опыт обеспечения
равных прав граждан
Беларуси и России в части социально-трудовых вопросов.
Наработаны согласованные подходы по реализации
важнейших направлений социально-трудовой политики.
В частности, отменен разрешительный порядок найма на
работу. Действующий на основе национального законодательства порядок
регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении
граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской
Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Государствами–участниками Договора принимаются меры по обеспечению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, созданы условия для доступа к электронным банкам вакансий Беларуси и России для оперативного поиска работы на территории обоих государств.
В обеих странах предусмотрены близкие по содержанию
подходы в области оплаты труда.
Высокой степени гармонизации стороны добились в сфере
охраны труда. В обеих странах применяются одинаковые подходы к планированию и
разработке мероприятий по охране труда. Унифицированы подходы к назначению и
определению размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях
труда.
Равенство прав граждан Республики Беларусь и
Российской Федерации на пенсионное обеспечение реализуется через нормы Договора
между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области
социального обеспечения от 24 января 2006 года. Договор позволяет гражданам
реализовывать сформированные (заработанные) пенсионные права в полном объеме
вне зависимости от особенностей законодательства стороны проживания.
Единые подходы реализуются в области социального
обслуживания и социальной поддержки. Категории граждан, которым оказываются
социальные услуги, а также принципы и подходы, на основании которых
предоставляются данные социальные услуги, в Республике Беларусь и Российской
Федерации идентичны.
При этом как в Республике Беларусь, так и в Российской
Федерации на постоянной основе осуществляется целенаправленная работа по дальнейшему развитию и
совершенствованию национального законодательства и практики в области труда и
социальной защиты.
В настоящее время наиболее актуальные направления
взаимодействия по развитию процессов интеграции по социально-трудовым вопросам
нашли отражение в Приоритетных направлениях и первоочередных задачах
дальнейшего развития Союзного государства на 2018 – 2022 годы, утвержденных
постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от
19.06.2018 г. № 3 (далее – Приоритетные направления).
В целях формирования общего рынка труда и обеспечения
социальной защиты граждан Приоритетными направлениями предусматривается
проведение совместной работы министерств труда и социальной защиты Республики
Беларусь и Российской Федерации по содействию территориальной и
профессиональной мобильности рабочей силы в рамках Союзного государства;
разработке профессиональных стандартов по приоритетным квалификациям и
профессиям; установлению гармонизированных норм в сфере охраны труда;
проведению согласованной политики по укреплению института семьи,
семейно-нравственных и духовных ценностей как основы демографического
благополучия Беларуси и России.