Сотрудничество в рамках Союзного государства

Договор о создании Союзного государства подписан в г.Москве 8 декабря 1999 года (далее – Договор).


В соответствии с Договором одной из важнейших целей Союзного государства является проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достижение данной цели, как и других целей, нашедших отражение в Договоре, осуществляется поэтапно, с учетом приоритета решения экономических и социальных задач.


На основании статьи 18 Договора гармонизация и унификация законодательства государств-участников, согласованная социальная политика (включая вопросы занятости, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования), обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, предоставлении других социальных гарантий относятся к совместному ведению Союзного государства и государств-участников.


Согласно статье 31 Договора в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения.


Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в тесном взаимодействии с профильным министерством Российской Федерации осуществляется последовательная планомерная работа по реализации положений Договора в части вопросов социально-трудовой сферы.


Реализованы Концепция социального развития Союзного государства до 2005 года, Концепция социального развития Союзного государства до 2010 года, Концепция социального развития Союзного государства на 2011 – 2015 годы, посредством выполнения которых обеспечивалась реализация Договора, осуществлялось сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в социальной сфере с целью обеспечения равных прав граждан обоих государств, определение приоритетных и первоочередных задач Союзного государства в отраслях социальной сферы, формирование механизмов принятия согласованных управленческих решений, реализация приоритетных направлений проведения общей согласованной социальной политики.


Проведена работа по реализации Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровня социальных гарантий граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на 1999 – 2000 годы, Программы Союзного государства «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 2007 – 2010 годы».


Выполнены Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 – 2017 годы).


Действенной площадкой, в рамках которой министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации рассматривают и обсуждают наиболее актуальные вопросы двустороннего взаимодействия по проведению согласованной политики в социально-трудовой сфере, подводят итоги проделанной работы, определяют дальнейшие совместные действия на перспективу, являются проводимые на ежегодной основе совместные заседания коллегий.


С учетом положений Договора одним из основных направлений взаимодействия является обеспечение равных прав граждан Беларуси и России в социально-трудовой сфере. Благодаря совместным скоординированным усилиям сторон к настоящему времени накоплен существенный положительный опыт обеспечения равных прав  граждан Беларуси и России в части социально-трудовых вопросов.


Наработаны согласованные подходы по реализации важнейших направлений социально-трудовой политики.


В частности, отменен разрешительный порядок найма на работу. Действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.


Государствами–участниками Договора принимаются меры по обеспечению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, созданы условия для доступа к электронным банкам вакансий Беларуси и России для оперативного поиска работы на территории обоих государств.


В обеих странах предусмотрены близкие по содержанию подходы в области оплаты труда.


Высокой степени гармонизации стороны добились в сфере охраны труда. В обеих странах применяются одинаковые подходы к планированию и разработке мероприятий по охране труда. Унифицированы подходы к назначению и определению размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.


Равенство прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на пенсионное обеспечение реализуется через нормы Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Договор позволяет гражданам реализовывать сформированные (заработанные) пенсионные права в полном объеме вне зависимости от особенностей законодательства стороны проживания.


Единые подходы реализуются в области социального обслуживания и социальной поддержки. Категории граждан, которым оказываются социальные услуги, а также принципы и подходы, на основании которых предоставляются данные социальные услуги, в Республике Беларусь и Российской Федерации идентичны.


При этом как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации на постоянной основе осуществляется целенаправленная  работа по дальнейшему развитию и совершенствованию национального законодательства и практики в области труда и социальной защиты. 


В настоящее время наиболее актуальные направления взаимодействия по развитию процессов интеграции по социально-трудовым вопросам нашли отражение в Приоритетных направлениях и первоочередных задачах дальнейшего развития Союзного государства на 2018 – 2022 годы, утвержденных постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 19.06.2018 г. № 3 (далее – Приоритетные направления).


В целях формирования общего рынка труда и обеспечения социальной защиты граждан Приоритетными направлениями предусматривается проведение совместной работы министерств труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации по содействию территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы в рамках Союзного государства; разработке профессиональных стандартов по приоритетным квалификациям и профессиям; установлению гармонизированных норм в сфере охраны труда; проведению согласованной политики по укреплению института семьи, семейно-нравственных и духовных ценностей как основы демографического благополучия Беларуси и России.