Главная - Трудовые отношения - Регулирование трудовых отношений - Трудовые отношения с обязанными лицами
Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (с дополнениями и изменениями от 5 мая 2009 г. № 5) (далее - Декрет) обязанными лицами являются родители, которые обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:

отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

лишения их родительских прав;

нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Обязанными лицами являются как работающие и добровольно возмещающие расходы по содержанию детей, так и неработающие. При этом, неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству по судебному постановлению о трудоустройстве (пункт 13 Декрета).

Таким образом, в организации могут работать обязанные лица, трудоустроенные самостоятельно, и обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве.

Как показывает практика, отдельные наниматели при заключении трудового договора с обязанным лицом используют нормы ст. 28 ТК, устанавливая предварительное испытание, а также применяют контрактную форму найма.

Наличие контракта изначально подразумевает возможность прекращения трудовых отношений по инициативе работника по истечению срока действия контракта, а также по дополнительным основаниям, предусмотренным пп. 2.10 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», что в отношении обязанных лиц не может применяться.

Аналогичная ситуация возникает и при установлении предварительного испытания при приеме на работу и праве работника расторгнуть трудовой договор (контракт) с предварительным испытанием.

Целью установления предварительного испытания является проверка соответствия работника поручаемой ему работе. Однако трудовой договор (контракт) с обязанным лицом с условием предварительного испытания не может быть прекращен с учетом требований, установленных ч. 13 п. 14 Декрета. Согласно части первой ст. 29 ТК каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием:

1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;

2) в день истечения срока предварительного испытания.
Таким образом, установление предварительного испытания при приеме на работу обязанного лица, а также заключение с ним контракта противоречит установленным требованиям Декрета по прекращению трудовых отношений с такой категорией работников.

Кроме того, при трудоустройстве обязанного лица невозможно изначально определить продолжительность его работы у нанимателя, то есть установить конкретный срок трудовых отношений.

Согласно п. 14 Декрета обязанные лица, трудоустроенные по постановлению суда, имеют право на трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Следовательно, таким лицам дополнительный поощрительный отпуск, который является обязательным условием контракта, предоставлен быть не может.

Данное ограничение не распространяется на лиц, трудоустроенных самостоятельно. Таким лицам трудовой отпуск предоставляется в общем порядке, установленном законодательством о труде.

С учетом изложенного, при трудоустройстве обязанных лиц по постановлению суда, целесообразно заключать трудовой договор на неопределенный срок. Установление предварительного испытания для указанной категории также является неприемлемым.

В отношении всех обязанных лиц частью тринадцатой пункта 14 Декрета установлено ограничение на увольнение. Так, обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 статьи 42, пунктах 1, 2, 5, 6 статьи 44 и пунктах 2, 4 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь. В случае, если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя (часть пятнадцатая пункта 14 Декрета).

Таким образом, перечень оснований, по которым может быть уволено обязанное лицо, является исчерпывающим, и работник, являющийся обязанным лицом, не может быть уволен по собственному желанию либо по требованию в связи с выходом на пенсию.


Последние новости
19.01.2017
Служба занятости Беларуси в 2016 году оказала содействие в переселении на новое место жительства и работы 151 семье безработных, сообщили корреспонденту БЕЛТА в управлении политики занятости Министерства труда и социальной защиты.

Подпрограммой "Содействие занятости населения" Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы предусмотрено, что содействие в переселении за пятилетие получат свыше 700 семей безработных, из них в 2016 году - 130. Годовое задание в прошлом году выполнено в целом по республике на 116,2%. Что касается регионов, то этот показатель в Витебской области составил 180%, в Брестской - 160%, в Гомельской - 126,3%, в Гродненской и Минской - 100%, а в Могилевской - лишь 60%. Кстати, в минувшем году и один минчанин уехал из столицы ради рабочего места по программе добровольного переселения (Минску задание по этому показателю не доводится). Среди регионов больше всего семей, сменивших при содействии службы занятости прописку в целях трудоустройства, - в Витебской области (54).

Переселяются семьи безработных преимущественно в сельскую местность, в основном в пределах одной области. Больше других заинтересованы в переезде семьи с несовершеннолетними детьми. В составе переселенных семей преобладают люди в трудоспособном возрасте.
...