Главная - Трудовые отношения - Законодательство о труде - О трудовых отношениях с обязанными лицами

Работа лиц, которые в соответствии с пунктом 8 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет) являются обязанными, и трудоустроенные на основании постановления суда, прекращается после полного возмещения расходов по содержанию детей либо после самостоятельного трудоустройства этих лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, а также после освобождения их от уплаты расходов по содержанию детей по решению суда (пункт 14 Декрета).

В соответствии с частью тринадцатой п. 14 Декрета обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 статьи 42, пунктах 1, 2, 5, 6 статьи 44 и пунктах 2, 4 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь и в случае, если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя. Приведенные основания и условия прекращения трудовых отношений с обязанными лицами являются исчерпывающими.

Как показывает практика, отдельные наниматели при заключении трудового договора с обязанным лицом используют нормы ст. 28 Трудового кодекса Республики Беларусь, устанавливая предварительное испытание, а также применяют контрактную форму найма.

Наличие контракта изначально подразумевает возможность прекращения трудовых отношений по инициативе работника по истечению срока действия контракта, а также по дополнительным основаниям, предусмотренным пп. 2.10 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», что в отношении обязанных лиц не может применяться.

Аналогичная ситуация возникает и при установлении предварительного испытания при приеме на работу и праве работника расторгнуть трудовой договор (контракт) с предварительным испытанием.

Целью установления предварительного испытания является проверка соответствия работника поручаемой ему работе. Однако трудовой договор (контракт) с обязанным лицом с условием предварительного испытания не может быть прекращен с учетом требований, установленных частью тринадцатой пункта 14 Декрета. Согласно части первой ст. 29 Трудового кодекса Республики Беларусь каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием:

1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;

2) в день истечения срока предварительного испытания.

Таким образом, установление предварительного испытания при приеме на работу обязанного лица, а также заключение с ним контракта противоречит установленным требованиям Декрета по прекращению трудовых отношений с такой категорией работников.

Кроме того, при трудоустройстве обязанного лица невозможно изначально определить продолжительность его работы у нанимателя, то есть установить конкретный срок трудовых отношений.

Согласно пункту 14 Декрета обязанные лица, трудоустроенные по постановлению суда, имеют право на трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Следовательно, таким лицам дополнительный поощрительный отпуск, который является обязательным условием контракта, предоставлен быть не может.

С учетом изложенного, при трудоустройстве обязанных лиц по постановлению суда, целесообразно заключать трудовой договор на неопределенный срок. Установление предварительного испытания для указанной категории также является неприемлемым.

Последние новости
12.07.2017
В связи с публикациями в СМИ по вопросам о страховом стаже (стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование) для назначения трудовой пенсии по возрасту и снижении этого стажа с учетом Указа Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» Минтруда и соцзащиты поясняет следующее.

Указом № 233 предусмотрено снижение до 10 лет страхового стажа(работы с уплатой взносов) гражданам, которые не отработали требуемого страхового стажа (от 16 лет в 2017 до 20 лет в 2025 году) поскольку длительно занимались другой деятельностью, учитываемой в пенсионных отношениях: например, ухаживали за малолетним ребенком, учились на дневном отделении, проходили военную службу, ухаживали за нетрудоспособным. Полный перечень таких периодов деятельности содержится в части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении».
...
11.07.2017