Главная - Вопрос-Ответ - Прохождение государственной службы


Вопрос: Государственный служащий 10 декабря 2015 г. достигает предельного возраста состояния на государственной службе. При этом 15 ноября 2015 г. государственным служащим подано заявление об увольнении 14 декабря 2015 г. в связи с выходом в отставку. По какому основанию наниматель должен уволить данного государственного служащего?

Ответ (10.11.2015): В отношении государственных служащих Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее  Закон) установлены специфические основания прекращения государственной службы. Данные основания перечислены в статье 40 Закона.

Кроме того, в силу предписаний пункта 2 статьи 40 Закона государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами.

Следует отметить, что каждое из оснований увольнения, предусмотренных как Законом, так и законодательством о труде, является самостоятельным и имеет свои порядок и правовые последствия. При этом в случае если имеется несколько оснований для увольнения, увольнение производится по одному из них.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 40 Закона достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе, является основанием для прекращения государственной службы.

Статьей 41 Закона предусмотрено, что предельный возраст пребывания на государственной службе государственных служащих составляет шестьдесят пять лет.

Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста.

Так, если государственный служащий достигает 65-летнего предельного возраста 10 декабря 2015 г., то его увольнение с государственной службы по основанию, предусмотренному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 40 Закона, должно быть произведено не позднее 30 декабря 2015 г.

Отставка является одним из оснований прекращения государственной службы, предусмотренных Законом.

В соответствии со статьей 42 Закона отставкой является прекращение государственной службы по предусмотренным данной статьей основаниям по инициативе государственного служащего.

Основаниями для отставки государственного служащего являются:

- наличие стажа работы, предусмотренного статьей 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет;

- состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).

Порядок прекращения государственной службы в связи с отставкой государственного служащего определен Положением об отставке государственного служащего, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1270 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 9 Положения государственный служащий вправе прекратить государственную службу в связи с отставкой независимо от срока действия контракта (срочного трудового договора), а также от возможности прекращения государственной службы по иным основаниям. При выходе в отставку государственному служащему выплачивается выходное пособие в размере трех среднемесячных заработных плат.

При прекращении государственной службы в связи с отставкой государственный служащий предупреждает об этом государственный орган или должностное лицо, назначившее его на должность, письменным заявлением за один месяц. По соглашению сторон прекращение государственной службы возможно до истечения срока предупреждения (пункт 3 Положения).

По истечении срока предупреждения государственный служащий вправе прекратить государственную службу, а государственный орган (должностное лицо) обязан выдать трудовую книжку с записью о прекращении государственной службы в связи с отставкой и произвести расчет.

Таким образом, если государственный служащий имеет право на отставку и изъявил желание (путем подачи соответствующего заявления нанимателю) реализовать это право, наниматель обязан уволить его в связи с выходом в отставку.

Исходя из изложенного, в приведенной ситуации при наличии у государственного служащего права на отставку он должен быть уволен в связи с выходом в отставку с выплатой выходного пособия в размере трех среднемесячных заработных плат. Соответственно, в трудовой книжке государственного служащего будет сделана запись «Освобожден в связи с выходом в отставку (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 40 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (пункт 10 Положения).

Вопрос: Государственный служащий, инвалид третьей группы, работал с 2005 года по 2012 год в соответствии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии на условиях неполной рабочей недели (нерабочий день – понедельник). С 2012 года он работает на условиях неполного рабочего дня (продолжительность рабочего дня составляет 7 часов). Подлежит ли такая работа государственного служащего включению в стаж государственной службы для целей присвоения класса государственного служащего, установления надбавки за выслугу лет, определения продолжительности дополнительного трудового отпуска, выхода в отставку и назначения пенсии за выслугу лет?

Ответ (10.11.2015): Вопросы исчисления стажа государственной службы регулируются Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон о государственной службе) (статьи 43-45) и Положением о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.05.1997 № 471 (далее – Положение).

Согласно статье 45 Закона о государственной службе стаж государственной службы учитывается при:

- присвоении классов государственных служащих;

- установлении надбавок за выслугу лет;

- определении продолжительности дополнительного трудового отпуска;

- выходе в отставку;

- выплате выходного пособия в предусмотренных Законом о государственной службе случаях;

- назначении пенсий и ежемесячного денежного содержания.

Законом о государственной службе и Положением не установлены ограничения по включению в стаж государственной службы времени работы государственных служащих на условиях неполного рабочего времени.

В соответствии со статьей 1 Закона о государственной службе на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом о государственной службе и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

Согласно статье 291 Трудового кодекса Республики Беларусь работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности трудовых отпусков, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Таким образом, время работы государственного служащего на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели и неполного рабочего дня) подлежит включению в стаж государственной службы для целей присвоения класса государственного служащего, установления надбавки за выслугу лет, определения продолжительности дополнительного трудового отпуска, а также выхода в отставку.

Что касается стажа государственной службы для целей назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет, то Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) установлены особенности его исчисления.

Согласно части пятой статьи 53 Закона о пенсионном обеспечении при исчислении специального стажа работы для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет (в том числе пенсии за выслугу лет государственным служащим в соответствии со статьей 3-1 Закона о пенсионном обеспечении) в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на эту пенсию, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата.

Согласно пункту 24 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777, в случаях, когда в трудовой книжке нет полных сведений, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, установленных для отдельных категорий работников (в том числе о занятости на работах в течение полного рабочего дня), в подтверждение специального стажа работы принимаются справки работодателей по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты.

Форма справки о работе, дающей право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 3-1 Закона о пенсионном обеспечении и статьей 54 Закона о государственной службе, утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2006 № 134 «Об утверждении форм справок для подтверждения работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет». При заполнении такой справки в ней указываются периоды работы, подлежащие зачету в стаж государственной службы, на которой работник (государственный служащий) был занят в течение полного рабочего дня.

Исходя из приведенных положений законодательства зачету в специальный стаж работы для целей пенсионного обеспечения государственных служащих подлежат предусмотренные Законом о государственной службе и Положением периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, в том числе при сокращенной продолжительности рабочего времени. Время работы на условиях неполного рабочего дня в специальный стаж работы для целей пенсионного обеспечения не засчитывается. Вместе с тем, если работа на условиях неполного рабочего времени имела место в виде неполной рабочей недели, то период такой работы подлежит зачету в специальный стаж работы, за исключением рабочих дней, в течение которых она не выполнялась.

Таким образом, в данной ситуации для целей назначения пенсии за выслугу лет государственному служащему будет засчитан период его работы на государственной должности в государственном органе с 2005 года по 2012 год, за исключением рабочих дней, в течение которых работа не выполнялась. Время работы с 2012 года на условиях неполного рабочего дня в специальный стаж работы для целей назначения пенсии за выслугу лет засчитываться не будет.


Вопрос: Какой порядок предоставления трудового отпуска государственному служащему при наличии стажа государственной службы 5 (10) лет (изменении «стажевой» группы)?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон) государственным служащим независимо от занимаемой должности ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Пунктом 2 статьи 50 Закона предусмотрено, что государственному служащему после пяти лет стажа государственной службы предоставляется дополнительный трудовой отпуск продолжительностью два календарных дня, после десяти лет стажа государственной службы - четыре календарных дня.

Дополнительный трудовой отпуск присоединяется к основному трудовому отпуску государственного служащего продолжительностью 28 календарных дней.

Продолжительность трудового отпуска (основной плюс дополнительный) следует исчислять в зависимости от стажа государственной службы государственного служащего на дату предоставления трудового отпуска (на дату начала отпуска, в том числе его первой части). При этом не имеет значения, за какой рабочий год предоставляется трудовой отпуск.

Нормы статьи 177 Трудового кодекса Республики Беларусь при исчислении продолжительности трудового отпуска государственному служащему при делении отпуска на части и изменении «стажевой» группы после предоставления первой части отпуска не применяются.

Вопрос: В местный исполнительный и распорядительный орган на государственную должность, которой соответствуют 5-6 классы государственного служащего, назначено лицо, ранее работавшее на должности судьи и имеющее 5 квалификационный класс судьи. Класса государственного служащего данный работник не имеет. Какой класс государственного служащего может быть присвоен данному работнику? Можно ли в данном случае присвоить 5 или 4 класс государственного служащего?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон) каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.

При занятии государственной должности государственному служащему должен быть присвоен класс, соответствующий занимаемой должности. Присвоение классов государственным служащим местных исполнительных и распорядительных органов по общему правилу осуществляется созданной в соответствующем государственном органе комиссией по присвоению классов. Исключение составляют председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов и иные должностные лица, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь, а также председатели городских, районных исполнительных комитетов и главы местных администраций. Им присвоение классов государственных служащих осуществляется соответственно Президентом Республики Беларусь и председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов (пункт 4 статьи 11 Закона).

Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей в республиканских органах государственного управления, органах местного управления и самоуправления установлено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 564.
Частью первой пункта 1 статьи 13 Закона предусмотрено, что присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного класса. Приоритетное значение при этом имеет занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс государственного служащего.

В соответствии с частью шестой пункта 1 статьи 13 Закона при поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса.

Таким образом, если на должность, которой соответствуют 5-6 классы государственного служащего, назначено лицо, имеющее 5 квалификационный класс судьи, ему в соответствии с квалификационным классом судьи может быть присвоен более высокий класс государственного служащего, то есть 5 класс государственного служащего. Оснований для присвоения 4 класса государственного служащего в данной ситуации не имеется, поскольку этот класс не соответствует имеющемуся у государственного служащего квалификационному классу судьи.

Необходимо отметить, что часть шестая пункта 1 статьи 13 Закона устанавливает возможное, но не обязательное присвоение более высокого класса государственного служащего. В связи с этим окончательное решение по данному вопросу принимает соответствующая комиссия по присвоению классов.

Вопрос: На государственную должность в местном исполнительном и распорядительном органе назначено лицо, ранее проходившее службу в таможенных органах и имеющее персональное звание инспектора таможенной службы II ранга. Учитывается ли наличие персонального звания при присвоении класса государственного служащего данному работнику?

Ответ: Условия и порядок присвоения классов государственным служащим определены статьями 11 - 13 Закона Республики Беларусь 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон).

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 11 Закона каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.

В частности, Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» предусмотрено присвоение должностным лицам таможенных органов персональных званий.

Частью шестой пункта 1 статьи 13 Закона предусмотрено, что при поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса.

Соотнесение классов государственных служащих и классных чинов, персональных званий, дипломатических рангов, присваиваемых другим категориям государственных служащих, Законом не предусмотрено.

Таким образом, при поступлении на государственную службу в местный исполнительный и распорядительный орган работника, имеющего персональное звание, присвоение ему класса государственного служащего должно производиться в общем порядке с учетом занимаемой в исполнительном и распорядительном органе должности исходя из соотнесения классов государственных служащих и государственных должностей, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 564 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в республиканских органах государственного управления, органах местного управления и самоуправления».


Последние новости
29.11.2016
28 ноября 2016 г. в ходе визита Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Азербайджанскую Республику подписано Соглашение о применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики (далее – Административное соглашение).

Административное соглашение разработано во исполнение статей 12 и 13 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года (далее - Основное Соглашение). Основное Соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и граждан Азербайджанской Республики, проживающих на территории указанных государств. Согласно статье 8 Основного Соглашения каждое государство назначает (исчисляет) трудовую пенсию в соответствии со свои законодательством за стаж работы (страховой стаж) после 31 декабря 1991 г., приобретенный на его территории, и выплачивает ее по месту жительства гражданина. За периоды стажа работы (страхового стажа) по 31 декабря 1991 г., приобретенного на территории государств бывшего СССР, трудовую пенсию назначает (исчисляет) и выплачивает государство, на территории которой проживает гражданин в момент обращения за пенсией.
...