Главная - Государственная экспертиза условий труда - Разъяснения законодательства - О предоставлении компенсаций по условиям труда при установлении неполного рабочего времени
Согласно статье 118 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) неполный рабочий день или неполная рабочая неделя могут устанавливаться по соглашению между работником и нанимателем как при приеме на работу, так и впоследствии.

При неполном рабочем дне уменьшается норма продолжительности ежедневной работы, установленная правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работы у нанимателя.

При неполной рабочей неделе сокращается число рабочих дней в неделю.

Неполное рабочее время может также состоять в одновременном уменьшении норм продолжительности ежедневной работы и числа рабочих дней в неделю.

На основании статьи 291 ТК работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности трудовых отпусков, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Оплата труда работников с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) или в зависимости от выработки (при сдельной форме оплаты труда) (ст. 290 ТК).

Что касается компенсаций по условиям труда, то их размеры (объемы) и порядок предоставления устанавливаются Правительством Республики Беларусь (ст. 225 ТК).

В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение), компенсации по условиям труда в виде дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством (пункт 23 Положения).

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2014 г. № 575 (далее – постановление № 575) компенсация в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат предоставляется работникам за дни занятости выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), в течение не менее 80 процентов ежедневной продолжительности работы (смены), установленной в соответствии с законодательством.

Работники, работающие на условиях неполного рабочего времени, имеют право на данную компенсацию в дни, отработанные ими во вредных и (или) опасных условиях труда полный рабочий день продолжительностью, установленной нанимателем для данной профессии (должности) в соответствии с законодательством (подпункт 2.6 пункта 2 постановления № 575).

Учитывая изложенное, если в связи с неритмичным поступлением сырья и неполной рабочей занятостью на предприятии установлено неполное рабочее время в виде уменьшения нормальной продолжительности ежедневной работы (предприятие переведено на 6-часовой рабочий день), оснований для выплаты им доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в дни такой работы не имеется.

Аналогичные подходы следует соблюдать при предоставлении других компенсаций по условиям труда (дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени).

Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации, ведется нанимателем (пункт 12 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35).

Последние новости
17.02.2017
В Минске на протяжении нескольких последних лет проводился эксперимент по оказанию социальных услуг на основании договора пожизненного содержания с иждивением (так называемой социальной ренты). Поручение по проведению такого эксперимента было дано Президентом при торжественном открытии в декабре 2010 года ГУ "Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда "Свiтанак". Пилотной площадкой стала белорусская столица, в 2011 году шла работа над созданием нормативной базы по внедрению механизма рентных отношений (кстати, в ее основу положен опыт Москвы), проект стартовал в 2012 году. И буквально сразу возник вопрос по поводу того, будет ли распространена социальная рента на другие регионы. Положительное решение принято после анализа результатов проекта - постановлением Совета Министров от 9 февраля 2017 года №112 установлен единый порядок заключения договоров ренты для всей республики, сообщил в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак.

Суть эксперимента в Минске заключается в том, что по договору ренты ее получатель (человек, достигший 70-летнего возраста и не имеющий родственников, обязанных его по закону содержать, или же семейная пара) передает принадлежащее ему жилье в собственность города, а плательщик ренты - Мингорисполком - обязуется пожизненно обеспечивать его всем необходимым.
...