Главная - Вопрос-Ответ - Труд и оплата труда


Вопрос: «Здравствуйте. Работаю главным бухгалтером в бюджетной организации, имеют ли мне право установить доплату за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) по должности бухгалтера столовой на 0,5 ставки, так как знаю что в соответствии с Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями»: "доплаты за совмещение должностей не устанавливаются: руководителям организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям..." Или мне нужно заключать трудовой договор по совместительству и работать по 12 часов? Прошу так же разместить мой вопрос в рубрике вопрос-ответ на Вашем сайте. С уважением.»

Ответ:
Согласно статье 67 Трудового кодекса Республики Беларусь работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (далее – доплата).

Условия и размеры доплат в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, определены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6, где подпунктом 2.5 пункта 2 приложения 1 руководителю организации предоставлено право в пределах фонда заработной платы устанавливать руководителям учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителям, помощникам руководителей организаций, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, специалистам, служащим, рабочим доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ.

Указанные доплаты не устанавливаются:

руководителям организаций, их заместителям (за исключением руководителей учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителей);

научным работникам научно-исследовательских организаций (подразделений);

в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью по основной работе.

Согласно пункту 11 статьи 8 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» на главного бухгалтера организации, в том числе руководителя структурного подразделения, возложено выполнение обязанностей в области бухгалтерского учета и отчетности, а именно: постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, составление и своевременное представление отчетности организации.

Следовательно, выполнение главным бухгалтером организации должностных обязанностей, обусловленных трудовым договором, в том числе за подчиненного ему специалиста, не является расширением зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ).

Поэтому нет оснований для установления главному бухгалтеру доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ).

Что касается работы по совместительству, то для отдельных категорий работников ограничения по совместительству могут устанавливаться законодательством (статья 348 Трудового кодекса Республики Беларусь), а именно частью второй статьи 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлено, что руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Вопрос: Какой порядок оплаты за работу в ночное время?

Ответ: Согласно статье 70 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, нанимателем, но не ниже 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада) работника.

Так, наниматель обязан оплатить в повышенном размере ночные часы (с 22 часов до 6 часов) или все часы ночной смены. При этом ночной сменой считается смена, в которой более 50 процентов приходится на ночные часы.

Доплата за каждый час работы в ночную смену может производиться только при соблюдении следующих условий:

работнику установлен сменный режим работы;

продолжительность рабочей смены не превышает 12 часов;

более 50 процентов рабочего времени в смену приходится на ночное время (с 22 часов до 6 часов).

Если смена не является ночной сменой, то доплаты производятся только за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов).

Вопрос: В организации установлен режим неполного рабочего времени в виде неполной рабочей недели (например, трехдневной – понедельник, вторник, среда). В случае привлечения к работе работника в четверг или пятницу, будет ли являться работа в указанные дни работой в выходные дни?

Ответ: Согласно статьям 136 и 137 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) право на выходные дни имеют все работники и могут использовать их по своему усмотрению.

При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю. При шестидневной рабочей неделе предоставляется один выходной день.

Общим выходным днем для всех является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), если иное не определено по соглашению сторон. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Согласно статье 118 ТК при неполной рабочей неделе сокращается число рабочих дней в неделю.

Таким образом, если в организации с пятидневной рабочей неделей работникам установлен режим неполного рабочего времени в виде неполной рабочей недели (например, понедельник, вторник, среда), то выполненная ими в отдельные нерабочие дни (четверг, пятница) работа в пределах рабочего времени, определенного с учетом норм статей 112-117 ТК, не является работой в выходной день. Следовательно, оплата ее производится в соответствии с нормами статьи 290 ТК.

Вопрос: Можно ли зарезервировать часть премии за отчетный период, причитающейся руководителю коммерческой организации, сумма которой при расчете фактического значения коэффициента соотношения превышает установленный контрактом размер коэффициента соотношения, и выплатить ее в последующем периоде?

Ответ: Частью одиннадцатой подпункта 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597 (далее – постановление № 597) установлено, что при заключении контракта с руководителем организации условия и размеры оплаты его труда определяются с учетом установленного коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент соотношения).

В этой связи при формировании в контракте условий и размеров оплаты труда (в том числе размера оклада, размера и условий начисления премий, бонусов и вознаграждений) руководителя организации орган, уполномоченный заключить контракт, должен учитывать установленный в соответствии с частями второй и третьей подпункта 2.1 пункта 2 постановления № 597 размер коэффициента соотношения.

«Резервирование» заработной платы нормами постановления № 597 не предусмотрено. Заработная плата должна начисляться и выплачиваться руководителю организации согласно условиям его контракта и в пределах установленного ему коэффициента соотношения.

Вопрос: Необходимо ли изменить размеры базовых и фиксированных окладов руководителей коммерческих организаций, установленных в их контрактах в зависимости от среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности, в связи с изменением с 1 января 2016 г. классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011? Что понимается под соответствующим видом экономической деятельности?

Ответ: Согласно пунктам 3 и 5 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597, в зависимости от среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности предусмотрено установление базового или фиксированного оклада руководителю организации.

На основании положений Закона Республики Беларусь «О государственной статистике» и постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 августа 2013 г. № 163 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению» данные по показателю среднемесячная заработная плата являются статистическими данными.

Согласно пункту 1 Общегосударственного классификатора ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (далее – ОКРБ 005-2011), утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, статистические данные по видам экономической деятельности собираются и представляются в соответствии с ОКРБ 005-2011.

Классификация видов деятельности в ОКРБ 005-2011 выполнена по иерархической системе с пятью уровнями классификации (секции, разделы, группы, классы, подклассы).

Основным видом деятельности организации является вид деятельности, который создает наибольшую часть общей добавленной стоимости организации.

Для определения основного вида деятельности организации, осуществляющей многопрофильную деятельность, используется нисходящий метод последовательного определения классификационной группировки, к которой относится деятельность организации, начиная с определения группировки верхнего уровня классификации – секции и заканчивая определением группировки самого низкого уровня классификации – подкласса.

Учитывая изложенное, под соответствующим видом экономической деятельности в целях установления размера базового (или фиксированного) оклада руководителю организации следует понимать вид экономической деятельности любого уровня классификации (секции, раздела, группы, класса, подкласса), к которому относится основной вид экономической деятельности организации и по которому имеются статистические данные о среднемесячной заработной плате.

С 1 января 2016 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 48 внесены изменения в ОКРБ 005-2011. В этой связи изменение основного вида экономической деятельности организации вследствие изменения с 1 января 2016 г. классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011 обусловлено изменением законодательства.

Следовательно, условия контрактов руководителей организаций, в части формирования размера базового (или фиксированного) оклада в зависимости от среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, должны быть приведены в соответствие с новой классификацией видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011, введенной в действие с 1 января 2016 года.

Уменьшение размера базового (или фиксированного) оклада руководителя организации, вследствие изменения осуществляемого организацией основного вида экономической деятельности согласно новой классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011, не будет являться изменением существенных условий труда, так как оно обусловлено изменением законодательства, а не решением нанимателя.

Вопрос: Распространяется ли на заместителя директора территориального центра действие подпункта 1.5 пункта 1 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6, устанавливающего повышения тарифного оклада руководителям на 15 процентов при превышении показателей, утвержденных для организаций первой группы?

Ответ: Да, распространяется.

Указанным подпунктом предусмотрено повышение тарифных окладов руководителям без уточнения конкретных наименований их должностей. Должность заместителя руководителя, относится к должностям руководителей, поскольку является производной должностью, должностные обязанности по которой, а также требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик должностей соответствующих руководителей.

Вопрос: В каком размере производится повышение тарифного оклада заместителю директора территориального центра в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты от 24 сентября 2007 г. № 118: как для директора – на 30 процентов либо как для других категорий работников – на 20 процентов?

Ответ: Указанным постановлением повышение тарифного оклада на 30 процентов устанавливается работникам территориальных центров, занимающих конкретные должности служащих и профессии рабочих, наименования которых перечислены. При этом должность заместителя директора в этом перечне отсутствует.

Заместителю директора территориального центра устанавливается повышение тарифного оклада как для других категорий работников – на 20 процентов.

Вопрос: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – Указ) проводится деноминация официальной денежной единицы Республики Беларусь путем замены денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года в соотношении 10 000 белорусских рублей в денежных знаках образца 2000 года к 1 белорусскому рублю в денежных знаках образца 2009 года.
Разъяснением по порядку расчета заработной платы работников, денежного довольствия военнослужащих, военнослужащих, сотрудников, имеющих специальные звания, суворовцев, воспитанников воинских частей, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, установленных законодательством, в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь, подготовленным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Разъяснение), разъяснен порядок округления выплат по заработной плате до двух знаков после запятой до наименьшего номинала денежного знака (с 1 июля 2016 г. – 1 копейка) образца 2009 года, находящегося в обращении на территории Республики Беларусь.
При этом определено, что наниматель самостоятельно определяет порядок округления сдельных расценок.
Необходимо ли округлять часовые тарифные ставки в порядке, предусмотренном данным разъяснением, т.е. до двух знаков после запятой?

Ответ:
Согласно Разъяснению:

с 1 июля 2016 г. выплаты, установленные локальными нормативными правовыми актами, в абсолютных (цифровых) размерах, подлежат уменьшению в 10 000 раз;

определены правила округления размеров структурных элементов заработной платы (премий, надбавок, доплат ит.д.) до двух знаков после запятой до наименьшего номинала денежного знака (с 1 июля 2016 г. – 1 копейка) образца 2009 года.

Конкретное решение по округлению часовых тарифных ставок (до двух, трех и т.д. знаков после запятой) принимается нанимателем самостоятельно.

Вопрос: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – Указ) проводится деноминация официальной денежной единицы Республики Беларусь путем замены денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года в соотношении 10 000 белорусских рублей в денежных знаках образца 2000 года к 1 белорусскому рублю в денежных знаках образца 2009 года.

Разъяснением по порядку расчета заработной платы работников, денежного довольствия военнослужащих, военнослужащих, сотрудников, имеющих специальные звания, суворовцев, воспитанников воинских частей, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, установленных законодательством, в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь, подготовленным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Разъяснение), разъяснен порядок округления выплат по заработной плате до двух знаков после запятой до наименьшего номинала денежного знака (с 1 июля 2016 г. – 1 копейка) образца 2009 года, находящегося в обращении на территории Республики Беларусь.

При этом определено, что наниматель самостоятельно определяет порядок округления сдельных расценок.

Необходимо ли округлять часовые тарифные ставки в порядке, предусмотренном данным разъяснением, т.е. до двух знаков после запятой?


Ответ:

Согласно Разъяснению:

с 1 июля 2016 г. выплаты, установленные локальными нормативными правовыми актами, в абсолютных (цифровых) размерах, подлежат уменьшению в 10 000 раз;

определены правила округления размеров структурных элементов заработной платы (премий, надбавок, доплат ит.д.) до двух знаков после запятой до наименьшего номинала денежного знака (с 1 июля 2016 г. – 1 копейка) образца 2009 года.

Конкретное решение по округлению часовых тарифных ставок (до двух, трех и т.д. знаков после запятой) принимается нанимателем самостоятельно.

Вопрос: Устанавливаются ли компенсация за разъездной характер работы работникам, которые осуществляют регулярные служебные поездки?


Ответ: (10.11.2015) Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.07.2014 № 70, утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (далее – Инструкция).

Инструкцией определено, что решение об установлении работникам компенсаций, а также перечень работников, которым они устанавливаются, принимается нанимателем.

Кроме того, Инструкцией определено, что конкретный размер компенсаций, а также порядок и условия их выплаты, устанавливаются локальным нормативным правовым актом организации в размере, не превышающем размер суточных, установленных законодательством при направлении в командировку, как в пределах Республики Беларусь, так и за границу.

Таким образом, наниматель самостоятельно определяет необходимость установления работникам данных компенсаций, перечень работников, которым они будут устанавливаться и их размер либо направления этих работников в служебные командировки.

Вопрос: Необходимо ли принимать локальный нормативный правовой акт о тарифной ставке первого разряда, устанавливаемой по решению органа, заключившего контракт, для формирования базового оклада руководителя государственной организации?


Ответ: (10.11.2015) Согласно Положению об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597, базовый оклад руководителя государственной организации может формироваться на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь или на основе тарифных коэффициентов тарифной сетки, утвержденной соглашением на отраслевом уровне (тарифным соглашением) либо местном уровне (местным соглашением), и тарифной ставки первого разряда, установленной по решению органа, заключающего контракт.

Размер указанной тарифной ставки первого разряда и порядок изменения базового оклада руководителя государственной организации устанавливаются в его контракте. Принятие локального нормативного правового акта по данному вопросу не требуется.

Вопрос: Работнику в трудовом договоре установлена месячная тарифная ставка и неполное рабочее время. Какую минимальную заработную плату необходимо применять в отношении данного работника – месячную или часовую?


Ответ: (10.11.2015) Согласно законодательству о труде неполное рабочее время предусматривает уменьшение норм продолжительности ежедневной работы и (или) числа рабочих дней в неделю. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного рабочего времени. При этом в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов) применяется месячная минимальная заработная плата.

Следовательно, в отношении работника, которому в трудовом договоре установлена месячная тарифная ставка и неполное рабочее время, будет применяться месячная минимальная заработная плата пропорционально отработанному времени.

Вопрос: Какие изменения были внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 1842?


Ответ: (10.11.2015) В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2015 г. № 818 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 1842» меры, предусмотренные для отдельных работников в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, распространены на специалистов, осуществляющих ветеринарную деятельность.

Новым в постановлении № 818 является механизм возврата выплаченной суммы единовременного пособия работником, приехавшим на работу в эти районы, в случае досрочного расторжения контракта по его вине. Ранее такой механизм действовал только в отношении единовременной выплаты.

Вопрос: Повышаются ли тарифные ставки (оклады) на 20 процентов руководителям и специалистам учреждения образования, расположенного в агрогородке, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 254?


Ответ: В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» к категории сельских населенных пунктов относятся агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий.

Таким образом, если агрогородок, в котором расположено учреждение образования, находится на территории, входящей в пространственные пределы сельского совета, то действие норм Указа Президента Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 254 в части установления повышения тарифных ставок (окладов) руководителям и специалистам данного учреждения на 20 процентов на него распространяется.

Вопрос: Как осуществляется выплата надбавки за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 учителям, работающим с недельной педагогической нагрузкой менее установленной нормы (т.е. 8, 12 часов в неделю)?


Ответ: В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 2 приложения 1 к постановлению Министерства труда от 21.01.2000 № 6 на выплату надбавок за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ направляются выделенные из бюджета средства в размере 10 процентов планового фонда заработной платы работников учреждения образования, который формируется, в том числе из окладов (ставок) педагогических работников с учетом их педагогической нагрузки. При этом размер указанной надбавки не может превышать 50 процентов оклада (ставки) конкретного работника.

Статьей 57 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что заработная плата (в том числе и оклад, как элемент заработной платы) выплачивается с учетом фактически отработанного времени.

Исходя из изложенного, наниматель самостоятельно определяет порядок и условия выплаты указанной надбавки работникам, в том числе учителям, имеющим педагогическую нагрузку менее установленной нормы, с учетом отработанного времени.

Вопрос: Как исчисляется тарифный оклад и повышения тарифного оклада по должности заведующего здравпунктом из числа средних медицинских работников?


Ответ: Исчисление тарифных окладов и определение размеров их повышений по одному или нескольким основаниям по должностям заведующих здравпунктами, профдезотделами и другими структурными подразделениями, из числа медицинских работников со средним специальным медицинским образованием, бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 и пунктом 4 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6.

Вопрос: Какие выплаты могут быть произведены руководителю государственной коммерческой организации, как иные выплаты, предусмотренные законодательством?


Ответ: В соответствии с пунктом 2 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597, руководителям государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, могут производиться иные выплаты, предусмотренные законодательством.

К иным выплатам, предусмотренным законодательством, относятся выплаты, производимые в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Данные выплаты производятся на основании положений и в размерах, определенных нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь определены в статье 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон), к числу которых относятся постановление, инструкция, приказ республиканского органа государственного управления. При этом согласно статье 3 Закона правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

Вопрос. В июне 2015 г. работнице организации предоставляется трудовой отпуск. Период для исчисления среднего заработка, сохраняемого за время отпуска, принимается с июня 2014 г. по май 2015 г. В учитываемом периоде работница находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, из которого вышла 25 августа 2014 г. Начиная с сентября в каждом месяце, за исключением февраля 2015 г., работнице выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов. Единственный полностью отработанный месяц – это февраль 2015 г.

Каким образом следует исчислять средний заработок за время трудового отпуска, если в периоде, принимаемом для исчисления среднего заработка, имеется один полностью отработанный месяц февраль 2015 г., а заработная плата во всех остальных месяцах без учета пособий по временной нетрудоспособности, значительно ниже, чем в феврале 2015 г.?


Ответ: Согласно нормам Инструкции, для исчисления среднего заработка сохраняемого за время отпуска, принимается заработная плата, начисленная работнику за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска. В данном случае, с июня 2014 г. по май 2015 г.

Согласно подпункту 5.24 пункта 5 Перечня, прилагаемого к Инструкции, пособия по государственному социальному страхованию и пособия семьям, воспитывающим детей, не включаются в расчет среднего заработка.

Учитывая, что за время временной нетрудоспособности работник освобождается от работы в соответствии с законодательством с выплатой пособия, т.е. без сохранения заработной платы, то порядок сравнения месяцев, в которых работник болел, осуществляется в соответствии с пунктом 13 Инструкции. При этом сравнение заработной платы этих месяцев производится без учета выплаченных сумм пособий по временной нетрудоспособности.

С учетом пункта 13 Инструкции месяцы, в которых работница получала пособия, исключаются из расчета среднего заработка, так как заработная плата в этих месяцах значительно ниже, чем в полностью отработанном месяце (февраль 2015 г.) либо вообще отсутствует (июнь, июль и практически весь август).

Таким образом, среднедневной заработок за один календарный день отпуска исчисляется путем деления заработной платы, начисленной работнице в феврале 2015 г., на 29,7.

Вопрос: Работница находилась три года в отпуске по уходу за ребенком и уходит в трудовой отпуск по его окончании. Какой период принимается для исчисления среднего заработка? Исключается ли из его расчета период отпуска по беременности и родам?


Ответ: Согласно Инструкции средний заработок, сохраняемый за время трудового отпуска работнику, рассчитывается исходя из заработной платы, начисленной ему за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска или выплаты компенсации.

Пунктом 15 Инструкции определено, что работникам, которые в течение всех 12 месяцев, предшествующих месяцу ухода в отпуск (выплате компенсации), освобождались от работы с частичным сохранением или без сохранения заработной платы (женщинам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и другим), средний заработок исчисляется за 12 месяцев, предшествующих этому периоду.

Учитывая, что работница, находившаяся в отпуске по уходу за ребенком, уходит в трудовой отпуск по окончании вышеназванного отпуска, и, соответственно, она была в течение всего отпуска по уходу за ребенком освобождена от работы и не получала заработную плату, то период по 12 месяцев сдвигается до тех пор, пока в периоде (12 и менее месяцев) будет хотя бы один или более месяцев, в которых работница работала и получала заработную плату.

Согласно подпункту 5.24 пункта 5 Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, являющегося приложением к Инструкции, оплата пособий по беременности и родам, не включается в расчет среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством.

Исходя из этого, месяцы, на которые приходится отпуск по беременности и родам, исключаются из периода, принимаемого для исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска работнице.

С учетом пункта 13 Инструкции среднедневной заработок определяется путем деления суммы заработной платы, начисленной за оставшиеся фактически отработанные полные месяцы, на число этих месяцев и на 29,7.

Вопрос: Включается ли в рабочее время, время необходимое на сдачу (получение) инструмента (материалов) и на дорогу от места выполнения работы до места приема пищи?


Ответ: Статьей 57 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) определено, что заработная плата - это вознаграждение за труд, который наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

В соответствии со статьей 110 ТК в рабочее время включается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности, а также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни).

При этом статьей 133 ТК установлено, что рабочее время состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемого в соответствии с законодательством в рабочее время.

Фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно правилам внутреннего трудового распорядка, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену).

Как фактически отработанное должно учитываться время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии - нанимателем по согласованию с профсоюзом. Данные операции представляют собой действия, связанные с выполнением работником своих трудовых обязанностей, предусмотренных должностной (рабочей) инструкцией, другим локальным нормативным правовым актом, трудовым договором.

В фактическое время не входит и не учитывается время проезда от места жительства до места постоянной работы (постоянного сбора) и обратно, время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе.

Согласно статье 134 ТК предоставляемый работнику в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания используется им по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

Время начала и окончания рабочего времени, установленное в правилах внутреннего трудового распорядка, является началом и окончанием рабочей смены работника.

Таким образом, если работнику установлен режим работы: ежедневное рабочее время – с 8.00 до 16.45, обеденный перерыв – с 12.00 до 12.40, то находиться на рабочем месте ему необходимо с 8.00 до 12.00 и с 12.40 до 16.45.

Если время необходимое на сдачу (получение) инструмента (материалов) и на дорогу до места приема пищи не являются подготовительно-заключительными операциями, предусмотренными действующей технологией и организацией производства, то они не включаются в фактически отработанное время.

Вопрос: Включается ли в расчет среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, оплата пособий по временной нетрудоспособности и (или) по беременности и родам?


Ответ (29.12.2014): Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.06.2014 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47» установлено, что в расчет среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, не включаются суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности и (или) по беременности и родам, вне зависимости от того, в каких размерах они произведены, а также периодов и источников их выплаты.

Исключение месяцев, в которых работнику производилась выплата пособий по временной нетрудоспособности, из расчета среднего заработка, сохраняемого за время отпусков и для выплаты компенсации за неиспользуемый трудовой отпуск, осуществляется в соответствии с пунктом 13 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция), так как в этом месяце работник освобождался от работы в соответствии с законодательством.

Одновременно, пунктом 13 Инструкции определено, что если в месяцах, когда работник освобождался от работы, он имел заработок выше или на уровне полных месяцев, то эти месяцы из периода, принимаемого для исчисления среднего заработка, не исключаются.

Сравнение заработной платы, начисленной в месяцах, в которых работник болел, с размером заработной платы, начисленной в тех месяцах, которые работник отработал полностью, производится без учета выплаченных сумм пособий по временной нетрудоспособности.

Вопрос: В каких случаях имеется право и основание проведения внеочередной аттестации для присвоения работнику более высокой квалификационной категории?


Ответ (29.12.2014): В соответствии со статьей 61 Трудового кодекса Республики Беларусь отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работнику соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 №1 (далее – Общие положения), присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым ими должностям производится с учетом рекомендаций аттестационной комиссии последовательно (вторая, первая, высшая).

Согласно пункту 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Вместе с тем, пунктом 20 Общих положений предусмотрено, что специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста опыта работы по соответствующему направлению деятельности. Присвоенная в указанном порядке квалификационная категория может быть как последующей, так и внеочередной.

Обращаем внимание, что нормы пункта 20 Общих положений не распространяются на специалистов, которые не имеют указанный в квалификационных характеристиках уровень и направленность образования.
Таким образом, в каждом конкретном случае решение принимается нанимателем самостоятельно с учетом изложенных норм законодательства.


Вопрос: Обязан ли наниматель производить выплату заработной платы в день выплаты среднего заработка за время трудового отпуска?


Ответ: Заработная плата выплачивается в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре (статья 73 Трудового кодекса), то есть эти дни фиксированные. Перенос сроков выплаты заработной платы производится в обязательном порядке только в случаях их совпадения с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими.

Средний заработок за время трудового отпуска выплачивается не позднее, чем за два дня до начала отпуска (статья 176 Трудового кодекса), а для лиц, работающих по контракту – не позднее, чем за один день (пункт 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»). Соответственно, день выплаты среднего заработка определяется временем предоставления трудового отпуска.

Таким образом, сроки выплаты заработной платы и среднего заработка за время трудового отпуска могут не совпадать.

Обязанность переносить срок выплаты заработной платы, если он не совпадает с днем выплаты среднего заработка за время отпуска, законодательством не установлена.

Согласно Положению об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 базовый оклад руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой доля собственности государства составляет более 50 процентов может формироваться исходя из размера тарифной ставки первого разряда, установленной по решению органа, заключающего контракт.

Вопрос: Может ли наниматель принять на работу работника по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и присвоить ему сразу 2-й квалификационный разряд без направления на обучение?


Ответ: Нет, не может.

В соответствии с частью шестой пункта 2 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, 1-й и 2-й разряды работ, для выполнения которых не требуется профессиональной подготовки, признаются неквалифицированным трудом.

Перечень профессий для подготовки рабочих, по которым требуется профессиональная подготовка (в том числе по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок»), утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 08.08.2011г. № 221/74/73/129.

В частности, названным постановлением для присвоения 2-го квалификационного разряда по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС (код профессии – 19861), установлен срок обучения 5 месяцев.

Вопрос: Распространяется ли повышение тарифных ставок в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 на работников бюджетной сферы?


Ответ: Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29) нанимателям предоставлено право заключать контракты с любыми категориями работников, в том числе с работниками бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Норма подпункта 2.5 пункта 2 Декрета № 29, предусматривающая повышение тарифной ставки работникам, с которыми заключены контракты, не более чем на 50 процентов, носит императивный характер, то есть обязательна для исполнения в организациях независимо от их организационно-правовых форм. При этом конкретный размер указанного повышения устанавливается нанимателем.

Вопрос: Как исчисляется стаж работы по специальности (в отрасли) для работников бюджетных организаций?


Ответ: Данный вопрос регулируется Положением о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4 (далее – Положение).

При этом Положением определяется общий порядок исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций, а особенности исчисления указанного стажа работников конкретных видов экономической деятельности устанавливаются соответствующими министерствами, иными государственными органами по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.

В настоящее время особенности исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) регулируются следующими отраслевыми нормативными правовыми актами:

постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.11.2000 № 50 «Об утверждении инструкции по исчислению стажа работы по специальности основных категорий специалистов организаций здравоохранения, финансируемых из бюджета»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.10.2002 № 45 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций системы образования»;

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.08.2011 № 80 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) для повышения тарифных ставок (окладов) работников учреждений социального обслуживания и бюджетных организаций, подчиненных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь»;

постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 30.05.2005 № 8 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности специалистов и руководителей научных организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»;

постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.10.2000 № 15 "Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности работников организаций физической культуры и спорта";

постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 22.07.2003 № 20 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности работников в сфере культуры»;

постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 15 марта 2016 г. № 10 «Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления стажа работы в отрасли работников бюджетных организаций государственной ветеринарной службы, а также государственных учреждений, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь»;

постановление Государственного комитете судебных экспертиз Республики Беларусь от 3 марта 2016 г. № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) для повышения тарифных ставок (окладов) лиц гражданского персонала Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь»;

постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 09.07.2012 № 193 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников государственных архивных учреждений и признании утратившим силу постановления комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 7».

Поскольку согласно статье 70 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» официальное толкование нормативного правового акта осуществляет нормотворческий орган, принявший (издавший) этот акт, то по вопросам разъяснения особенностей исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) рекомендуем обращаться в соответствующие министерства.

Вопрос: С 1 сентября 2010 года была повышена заработная плата работникам учреждений культуры. Касается ли это повышение библиотекарей колледжей и школьных библиотек?


Ответ: Повышение тарифных окладов на 15 процентов работникам культурно-просветительных учреждений, трудовая функция которых соответствует основному виду деятельности указанных учреждений, установлено в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267. Нормы данного постановления распространяются на работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации).

На этом основании, в частности, повышаются тарифные оклады библиотечным работникам (заведующий библиотекой, главный библиотекарь, ведущий библиотекарь, библиотекарь и т.д.), работающим в бюджетных организациях (в том числе в вузах, колледжах, школах и т.д.).

Разъяснение по данному вопросу размещено на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Актуально» 17 ноября 2010 г. и направлено органам государственного управления письмом от 18 ноября 2010 г. № 03-01-17/1535.

Вопрос: Статьёй 287 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени. Что имеется ввиду?

Как правильно оплатить труд инвалида II группы, который по заключению МРЭК работает 20 часов в неделю при окладе 146 рублей 20 копеек?


Ответ: Согласно статей 114, 287 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, исходя из которой для них определяется расчетная норма рабочего времени календарного месяца, не более которой они должны отработать.

При этом заработная плата инвалида, отработавшего расчетную норму рабочего времени (например, 35 часов в неделю), должна быть равна заработной плате работника соответствующей профессии (должности), отработавшего полную норму рабочего времени (например, 40 часов в неделю) при остальных равных условиях её выплаты.

Согласно статье 289 ТК наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Для инвалидов I и II группы неполным рабочим временем будет являться часть (например, как указано, 20 часов в неделю) установленной для них законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени (не более 35 часов в неделю).

Оплата труда работников, в том числе инвалидов, с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени в соответствии с нормами статьи 290 ТК.

С учетом изложенного, если работнику, являющемуся инвалидом II группы, установлен неполный рабочий день продолжительностью 3,5 часа (половина ежедневной продолжительности рабочего времени (7 часов х 0,5) при пятидневной рабочей неделе) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, то продолжительность его рабочего времени в неделю составит 17,5 часов (3,5 часа х 5 дней). При этом расчет часовой тарифной ставки (оклада) для оплаты его труда должен производиться путем деления тарифной ставки (оклада), установленной трудовым договором, на месячную расчетную норму рабочего времени, исчисленную исходя из продолжительности рабочего времени 35 часов в неделю.

Для аналогичного работника, не являющегося инвалидом, и которому установлен неполный рабочий день 4 часа (половина ежедневной продолжительности рабочего времени (8 часов х 0,5)), т.е. 20 часов в неделю (4 часа х 5 дней), расчет часовой тарифной ставки (оклада) производится путем деления тарифной ставки (оклада), установленной трудовым договором, на месячную расчетную норму рабочего времени, исчисленную исходя из продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю.

Пример. Месячный доклад работника, в том числе инвалида, составляет 146 рублей 20 копеек.

Расчетная норма рабочего времени в сентябре 2016 г. составляет для:

работника (не инвалида) – 176 часов при 40-часовой рабочей неделе,

работника (инвалида II группы) – 154 часа при 35-часовой рабочей неделе.

В сентябре отработано:

работником (не инвалидом) - 88 часов (22 дня х 4 часа),

работником (инвалидом II группы) - 77 часов (22 дня х 3,5 часа).

Часовой оклад составит для:

работника (не инвалида) 0,8307 рубля (146 рублей 20 копеек / 176),

работника (инвалида II группы) – 0,9494 рубля (146 рублей 20 копеек / 154).

Оклад за фактически отработанное время в сентябре составит для:

работника (не инвалида) 73 рубля 10 копеек (0,8307 х 88),

работника (инвалида II группы) 73 рубля 10 копеек (0,9494 х 77).

Аналогично производится расчет оплаты труда для работника (инвалида II группы), который в соответствии с индивидуальной программой реабилитации работает 20 часов в неделю, или 4 часа в день. Такой работник отработает в сентябре 88 часов (22 дня х 4 часа).

В данном случае его оклад за фактически отработанное время в сентябре составит 83 рублей 55 копеек (0,9494 х 88).

Вопрос: Работникам предприятия выплачены премии из прибыли, не носящие регулярный характер. В частности:

1. С учетом роста финансово-экономических показателей по предприятию и отсутствием рекламаций от покупателей;

2. В связи со своевременным и качественным выполнением заказа и обеспечением отгрузки готовой продукции в договорные сроки. Данные премии связаны с основной деятельностью работы предприятия, предусмотрены "Положением о премировании". Учитываются ли указанные премии при исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска работников предприятия?


Ответ: Исчисление среднего заработка производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция).

В заработную плату, которая принимается для исчисления среднего заработка, сохраняемого за время отпуска либо для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, включаются выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, который является приложением к Инструкции (далее – Перечень).

Согласно Перечню в расчет среднего заработка включаются все премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда, носящие регулярный или периодический характер (выплачиваемые ежемесячно, ежеквартально и по итогам года), независимо от источников их выплаты.

Премии, выплаченные работникам за рост финансово-экономических показателей по предприятию и отсутствие рекламаций от покупателей, а также за своевременное и качественное выполнение заказа и обеспечение отгрузки готовой продукции в договорные сроки относятся к деятельности предприятия. Кроме того, их выплата производится в соответствии с Положением о премировании, т.е. предусмотрена системой оплаты труда, установленной в организации.

Таким образом, указанные премии включаются в расчет среднего заработка, сохраняемого работникам за время отпуска, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Вопрос: Какой порядок возмещения суточных при направлении работника в служебную командировку за границу в следующей ситуации?

Работник был направлен в служебную командировку в г. Киев железнодорожным транспортом.

Согласно представленному проездному билету поезд отправился из г. Минска 28 сентября2010 г. в 21:25 и прибыл в г. Киев 29 сентября 2010 г. в 8:33 Пересечение государственной границы Республики Беларусь произошло 29 сентября 2010 г. в 2:30 и было отмечено штампом в паспорте работника.

По каким нормам следует возмещать суточные за 28 сентября 2010 года? Что следует понимать под «днем отъезда» из Республики Беларусь и «днем прибытия» в Республику Беларусь – день отправления (прибытия) поезда или пересечение государственной границы Республики Беларусь?


Ответ: Согласно части первой пункта 22 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.07.2010 № 115, возмещение суточных производится в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку.

Днем отъезда считается день отправления (выезда) транспортного средства (поезда), которым выезжает работник, из Республики Беларусь, а днем прибытия - день прибытия поезда в Республику Беларусь, независимо от времени пересечения государственной границы Республики Беларусь.

Таким образом, в случае, если в организации согласно приказу нанимателя работник выезжает в служебную командировку в г. Киев (Украина) поездом 28 сентября 2010 г. в 21:25, то возмещение суточных за 28 сентября 2010 г. производится в иностранной валюте по нормам, установленным Минфином для г. Киева (Украина), независимо от того, что согласно отметке в паспорте работника пересечение Государственной границы Республики Беларусь произошло 29 сентября 2010 г. в 2:30.

Вопрос: Работник из числа руководящего состава был направлен на курсы повышения квалификации в БНТУ. После окончания курсов ему с места учебы была выдана справка о том, что он обучался в выходной день. Следует ли оплачивать данный день?


Ответ: Нет, не следует.

Согласно Положению о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101, за работниками, направленными нанимателем на повышение квалификации, сохраняется средняя заработная плата по месту работы.

Исчисление среднего заработка, сохраняемого за время нахождения работника на курсах повышения квалификации, производится в соответствии с главой 3 Инструкции.

Для его исчисления принимается заработная плата, начисленная работнику за два календарных месяца, предшествующих месяцу его нахождения на курсах.

Сохранение среднего заработка работникам за период нахождения на курсах повышения квалификации производится с целью компенсации заработной платы работнику, которую он получил бы за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время по графику работы организации.

Согласно пункту 21 Инструкции общая сумма, причитающаяся к выплате по среднему заработку, сохраняемому за время нахождения на курсах повышения квалификации, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, подлежащих оплате по графику работы организации.

При этом расчет среднедневного заработка производится путем деления заработной платы, начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни, т.е. на рабочие дни, а не на календарные.


Последние новости
29.11.2016
28 ноября 2016 г. в ходе визита Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Азербайджанскую Республику подписано Соглашение о применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики (далее – Административное соглашение).

Административное соглашение разработано во исполнение статей 12 и 13 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года (далее - Основное Соглашение). Основное Соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и граждан Азербайджанской Республики, проживающих на территории указанных государств. Согласно статье 8 Основного Соглашения каждое государство назначает (исчисляет) трудовую пенсию в соответствии со свои законодательством за стаж работы (страховой стаж) после 31 декабря 1991 г., приобретенный на его территории, и выплачивает ее по месту жительства гражданина. За периоды стажа работы (страхового стажа) по 31 декабря 1991 г., приобретенного на территории государств бывшего СССР, трудовую пенсию назначает (исчисляет) и выплачивает государство, на территории которой проживает гражданин в момент обращения за пенсией.
...