Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - Вопрос-Ответ - Оплата труда
Вопрос: Работница находилась три года в отпуске по уходу за ребенком и уходит в трудовой отпуск по его окончании. Какой период принимается для исчисления среднего заработка?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее – Инструкция), средний заработок, сохраняемый за время трудового отпуска, исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала трудового отпуска.

Работникам, которые в течение всех 12 месяцев, предшествующих месяцу ухода в отпуск (выплате компенсации), освобождались от работы с частичным сохранением или без сохранения заработной платы (находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и др.), средний заработок исчисляется за 12 месяцев, предшествующих этому периоду (пункт 14 Инструкции).

Следовательно, при отсутствии фактически начисленной заработной платы за отработанное время в периоде, принимаемом для расчета среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, период сдвигается по 12 месяцев до тех пор, пока в периоде будет хотя бы один и более месяцев, в которых работник работал и получал заработную плату.


Вопрос: Работник направлен на курсы повышения квалификации. После окончания курсов ему с места учебы была выдана справка о том, что он обучался в выходной день. Следует ли сохранять средний заработок за данный день?

Ответ: Нет, не следует.

В соответствии со статьями 102 и 220-1 Трудового кодекса Республики Беларусь при направлении нанимателем работника на профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку (далее – обучение) работнику предоставляются гарантии, установленные Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

За работниками, направленными нанимателем на обучение, за весь период прохождения ими обучения сохраняется средний заработок по месту работы (Положение о гарантиях при направлении на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 101).

Средний заработок, сохраняемый работнику за время его обучения, рассчитывается в соответствии с главами 3 и 4 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47.

При этом общая сумма, причитающаяся работнику к выплате за время обучения, рассчитывается умножением среднедневного (среднечасового) заработка на количество рабочих дней (часов), установленных графиком работ (сменности) работника либо правилами внутреннего трудового распорядка.

За выходные дни, приходящиеся на время обучения, средний заработок не сохраняется.


Вопрос: Какой порядок оплаты за работу в ночное время при сменном режиме работы в коммерческой организации?

Ответ: Согласно статье 70 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, нанимателем, но не ниже 20 процентов часовой тарифной ставки (тарифного оклада) работника.

Иными словами, наниматель обязан оплатить в повышенном размере ночные часы (с 22 часов до 6 часов) или все часы ночной смены. Ночной сменой считается смена, в которой более 50 процентов приходится на ночные часы.

Если смена не является ночной сменой, то доплаты производятся только за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов).
Конкретный порядок оплаты работы в ночную смену при сменном режиме работы должен быть определен в локальном правовом акте организации.


Вопрос: Может ли наниматель принять на работу работника по профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и присвоить ему сразу 2-й разряд без направления на обучение?

Ответ: Нет, не может.

Нормы статьи 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) содержат требования по предоставлению определенного перечня документов при приеме на работу, одним из которых является документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы.

При приеме на работу работника к нанимателю по профессии рабочего, правом на выполнение данной работы является присвоенный ему в установленном законодательством порядке разряд.

С работником, принимаемым на работу к нанимателю и не имеющим соответствующей квалификации, наниматель может заключить трудовой договор по профессии рабочего необходимой организации без указания разряда и сразу организовать обучение для получения необходимой квалификации по соответствующей профессии рабочего.

Перечень профессий для подготовки рабочих (в том числе по профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»), утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 января 208 г. № 7/14 (далее – Перечень).
В частности, согласно Перечню по профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС (код профессии рабочего – 7412-078), установлен срок обучения 5 месяцев с присвоением по итогам обучения 2-го разряда.


Вопрос: Работникам предприятия выплачиваются премии, единовременные вознаграждения. В частности премии за грамоту, занесение на Доску почета, за участие в спортивных мероприятиях, за многолетний труд и в связи с профессиональным праздником. Учитываются ли указанные выплаты при исчисления среднего заработка?

Ответ: Подпунктом 1.1 пункта 1 Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, являющегося приложением к Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее – Перечень), предусмотрено, что при исчислении среднего заработка в расчет принимается заработная плата за выполненную работу или отработанное время согласно действующей у нанимателя системе оплаты труда (по сдельным расценкам, тарифным ставкам (тарифным окладам), в процентах от выручки от реализации продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) и т.д.), в том числе: надбавки, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда.

Таким образом, если премии, единовременные вознаграждения (например, премии за грамоту, занесение на Доску почета) связанны с выполнением работником своих трудовых обязанностей, по которым принимается решение о его награждении в размере, установленном в локальном правовом акте, то они включаются в расчет среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска и в иных случаях.

В соответствии с пунктом 3 Перечня выплата за участие в спортивных мероприятиях, поощрение за многолетний труд и в связи с профессиональным праздником относятся к выплатам социального характера и, следовательно, в расчет среднего заработка не включаются.


Вопрос: Как рассчитать поправочный коэффициент при исчислении среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска при условии, если тарифный оклад в организации повысился в середине месяца (например, с 15.10.2019 г.)?

Ответ: Нормами пункта 26 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее – Инструкция), определено, что если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, или в периоде, за который производятся выплаты на основе среднего заработка, в организации произошло повышение тарифной ставки (тарифного оклада), при условии оплаты труда у нанимателя без применения тарифной ставки первого разряда, то исчисление среднего заработка производится с применением поправочных коэффициентов.

Следовательно, в случае повышения тарифного оклада в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, исчисление среднего заработка производится с применением поправочного коэффициента.

Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления тарифного оклада, установленного в месяце, в котором осуществляются выплаты на основе среднего заработка, на тарифный оклад, действовавший в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка (пункт 27 Инструкции).

Поскольку с 15 октября 2019 г. произошло повышение тарифного оклада, то применять поправочный коэффициент к заработной плате октября 2019 г. следует пропорционально до и после повышения тарифного оклада.


Вопрос. В связи с вступлением в силу нового Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия» просим разъяснить состав структурных элементов кода должности служащего (профессии рабочего) и полного кода должности служащего (профессии рабочего).

Ответ: Согласно подпункту 4.13.2 пункта 4 Основных положений Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия» (далее – ОКРБ 014-2017), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2017 г. № 33, перечень наименований должностей служащих (профессий рабочих), в том числе их коды, приведены в таблице 2.

Код должности служащего (профессии рабочего) состоит из кода начальной группы занятий и ее порядкового трехзначного номера в данной начальной группе занятий.

Таким образом, структура кода должности служащего состоит из 8 знаков:

4 цифры – код начальной группы занятий;

тире;

3 цифры – порядковый номер в начальной группе занятий.

Например: директор – 1120-014; инженер – 2153-007; юрисконсульт – 2619-023 и т.д.

Состав структурных элементов полного кода должности служащего (профессии рабочего) определяется пользователем в соответствии со спецификой конкретных задач, решаемых с помощью ОКРБ 014-2017. Иными словами, полный код должности служащего (профессии рабочего) используется в организации для внутренних целей.


Вопрос. Можно ли установить компенсацию за разъездной характер работы работникам, которые осуществляют регулярные служебные поездки?

Ответ: Согласно статье 91 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель (статья 91 Трудового кодекса).

В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса, наниматель может устанавливать работникам компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (далее – компенсации), порядок, условия и размеры которых определены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 июля 2014 г. № 70 (далее – Инструкция).

Компенсация за разъездной характер работы устанавливается работникам, выполняющим работу на объектах, расположенных вне места постоянной работы, связанную с поездками сверх установленной продолжительности рабочего времени от места постоянной работы до места работы на объекте и обратно, а также с регулярными служебными поездками в пределах обслуживаемого ими участка.
Инструкцией определено, что конкретный размер компенсаций, а также порядок и условия их выплаты, устанавливаются локальным правовым актом организации в размере, не превышающем размер суточных, установленных законодательством при направлении в командировку, как в пределах Республики Беларусь, так и за границу.

То есть, целесообразность принятия в организации соответствующего локального правового акта и конкретный размер компенсации оценивается нанимателем. Установление работникам компенсаций, а также обязанность нанимателя выплачивать компенсации должна быть предусмотрена в данных актах и трудовых договорах.

Таким образом, данный вид компенсации связан с особенностью организации труда работников, невозможностью выполнения ими своей трудовой функции на одном постоянном рабочем месте.


Вопрос: Можно ли при заключении с работниками трудовых договоров на неопределенный срок и контрактов определить срок выплаты заработной платы один раз в месяц с 10 по 25 число? Какая ответственность предусмотрена за нарушение сроков выплаты заработной платы?

Ответ:
Согласно части первой статьи 73 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц.

В отношении работников, с которыми заключены контракты, пунктом 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29) установлено, что выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц.

Таким образом, работникам, с которыми заключены контракты, наниматель вправе производить выплату заработной платы один раз в месяц, если коллективным договором, соглашением или условиями контрактов не предусмотрено иное, а работникам, с которыми заключены трудовые договоры на неопределенный сок, заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц.

Помимо периодичности выплаты заработной платы законодательство о труде предусматривает, что заработная плата должна выплачиваться в определенные дни.

Так, в соответствии со статьей 73 ТК выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре. Аналогичная норма содержится и в пункте 4 Декрета № 29: выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом).

В приведенных нормах речь идет об установлении конкретных дат (указано "регулярно в дни") месяца, а не периода времени, в течение которого должна быть выплачена заработная плата.

Таким образом, устанавливать "плавающие" сроки выплаты заработной платы недопустимо. Наниматель должен установить в трудовом договоре (контракте) конкретные дни (день) выплаты заработной платы.

За нарушение законодательства о труде статьей 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность.

Так, согласно части первой статьи 9.19. КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.


Вопрос: В рамках оптимизации структуры государственных органов работники, обеспечивающие деятельность и техническое обслуживание государственного органа, выводятся из категории государственных служащих.

Разъясните, пожалуйста, порядок расчета среднего заработка, сохраняемого во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Ответ. На основании Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее – Инструкция), исчисление среднего заработка, сохраняемого в случаях предусмотренных законодательством, производится из заработной платы, начисленной работнику за работу, обусловленную трудовыми договорами с нанимателем, и с учетом Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, который является приложением к Инструкции.

Согласно пункту 4 Инструкции средний заработок, сохраняемый за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с получением образования) отпусков, для определения размера денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск (далее – отпуск (выплата компенсации)) исчисляется исходя из заработной платы, начисленной за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска (выплаты компенсации), независимо от того, за какой рабочий год предоставляется отпуск (выплачивается компенсация).

Следовательно, если работник, обеспечивающий деятельность и техническое обслуживание государственного органа уходит в отпуск (выплачивается компенсация):

в сентябре 2017 г., то для исчисления среднего заработка принимается заработная плата, начисленная ему за период работы с сентября 2016 г. по август 2017 г.;

в октябре 2017 г., ноябре 2017 г. и т.д., то принимается заработная плата, начисленная ему за период работы с октября 2016 г. по сентябрь 2017 г., с ноября 2016 по октябрь 2017 г. соответственно и т.д.;

Для оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, определения размера выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством средний заработок исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за два календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала выплат по среднему заработку (увольнению работника).

Следовательно, если работник, обеспечивающий деятельность и техническое обслуживание государственного органа, выполняет государственные и общественные обязанности (увольняется) либо отсутствует на работе по иной причине в соответствии с законодательством:

в сентябре 2017 г., то для исчисления среднего заработка принимается заработная плата, начисленная ему за июль-август 2017 г.;

в октябре 2017 г., то для исчисления среднего заработка принимается заработная плата, начисленная ему за август-сентябрь 2017 г.

При этом согласно пункту 31 Инструкции, если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, или в периоде, за который производятся выплаты на основе среднего заработка, в организации произошло повышение тарифных ставок (окладов) работников или тарифных ставок первого разряда, исходя из которых рассчитываются тарифные ставки (оклады) работников, и (или) расчетных должностных окладов (должностных (тарифных) окладов) работникам государственных органов, то исчисление средней заработной платы за период, предшествующий повышению, производится с применением поправочных коэффициентов.

В соответствии с пунктом 33-1 Инструкции в случае, когда в периоде, который принят для исчисления среднего заработка, в организации изменилась система оплаты труда или работник имел различную квалификацию, работал на различных должностях, то исчисление поправочных коэффициентов производится пропорционально отработанному времени отдельно до и после изменения системы оплаты труда, должности (квалификации).

Таким образом, когда работники, обеспечивающие деятельность и техническое обслуживание государственного органа, выводятся из категории государственных служащих, то соответственно изменяются и должность работников и система оплаты их труда.

Соответственно, корректировка начисленной заработной платы, принимаемой для исчисления среднего заработка работникам, обеспечивающим деятельность и техническое обслуживание государственного органа, на поправочные коэффициенты должна осуществляться пропорционально отработанному времени до и после изменения должности (системы оплаты труда).

Учитывая изложенное, заработная плата, принимаемая для исчисления среднего заработка в месяцах:

когда работник являлся государственным служащим, будет корректироваться на поправочный коэффициент, исчисленный из базового оклада, установленного в месяце, предшествующем месяцу его вывода из категории государственных служащих;

после его вывода из категории государственных служащих, на поправочный коэффициент, исчисленный исходя из тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством для оплаты труда работников бюджетной сферы.


Вопрос. Разъясните, пожалуйста, как будет исчисляться стаж работы в отрасли работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, в связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2017 г. № 334 (далее – постановление № 334).

Необходимо ли пересчитывать стаж работы в отрасли лицам, работающим на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа в целях обеспечения его деятельности и технического обслуживания, и принятых на работу в государственный орган до проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов.

Правомерно ли при установлении повышения тарифных ставок (окладов) работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственного органа, учитывать периоды работы в:

1) государственных органах (государственных организациях) на должностях, не относящихся к государственным или осуществляющим обеспечение его деятельности и техническое обслуживание;

2) централизованных бухгалтериях, созданных при государственных органах, местных исполнительных и распорядительных органах, их управлениях и отделах, а также учреждениях социально-культурных отраслей бюджетной сферы;

3) подразделениях по техническому надзору за капитальным ремонтом (строительством) и иных организациях при государственных органах, местных исполнительных и распорядительных органах, их управлениях и отделах;

4) бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, находящихся в подчинении отраслевого министерства или иного государственного органа.

Ответ. До вступления в силу постановления № 334 работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечение деятельности государственных органов, повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли осуществлялось в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденным постановлением Министерства труда от 12 января 2000 г. № 4 (далее – Положение).

При исчислении стажа работы, указанной категории работников государственных органов, учитывались периоды работы на любых должностях в государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях, а также иные виды деятельности, включаемые в стаж государственной службы при занятии государственных должностей в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, в том числе на должностях, связанных с техническим обслуживанием и обеспечением деятельности.

При этом периоды работы в централизованных бухгалтериях, подразделениях по техническому надзору за капитальным ремонтом (строительством), а также бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, находящихся в подчинении отраслевого министерства или иного государственного органа, не учитывались.

Постановлением № 334 порядок исчисления стажа работы в отрасли работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, существенно не изменился.

Вместе с тем уточнены периоды, включаемые при исчислении стажа работы в отрасли, а именно:

1) периоды работы (военной службы, службы) в государственных органах;

2) иные виды деятельности, предусмотренные пунктом 8 Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471 «Об утверждении Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы», в том числе периоды работы, связанные с выполнением трудовых функций по обеспечению деятельности и техническому обслуживанию государственных органов;

3) время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставляемого работнику в период его работы (военной службы, службы) в государственных органах.

Под периодами работы в государственном органе подразумеваются:

1) государственная служба, т.е. профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов;

2) военная служба (служба) в государственных органах, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь, и военизированных организациях;

3) работа на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа.

В соответствие со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» к государственному органу относится образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

На основании изложенного, лицам, работающим на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа в целях обеспечения его деятельности и технического обслуживания, и принятым на работу в государственный орган до проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов, которым установлено повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли в соответствии с пунктом 6 Положения, стаж работы не пересчитывается.

Лицам, переведенным с государственных должностей, а также лицам, вновь принятым на работу в государственный орган, после проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов, на должности работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли будет производиться в соответствии с постановлением № 334.


Вопрос: Можно ли работать в должности «Главный бухгалтер» при наличии образования по специальности «Мировая экономика» (код специальности 1 – 25 01 03) и переподготовки на базе высшего образования по специальности «Бухгалтерский учет и контроль в предпринимательской деятельности» (код специальности - 1 - 25 03 88), стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и финансовой отчетности 4 года?

Ответ: Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь, страховой организации) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет.

В соответствии с выпуском 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих, утверждённым постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, в редакции от 10 февраля 2017 г. № 7, квалификационные требования по должности служащего «Главный бухгалтер» (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь, страховой организации) предусматривают наличие высшего образования по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» или среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 3 лет.

В соответствии с пунктом 12 Общих положений ЕКСД на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом может учитываться: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Согласно пункту 9 Общих положений ЕКСД в случае если у служащего диплом о высшем образовании по специальности не соответствует квалификационным требованиям, то, как правило, предполагается необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки специалистов, имеющих высшее образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые предусмотрены квалификационными требованиями по соответствующей должности.

С учетом норм пункта 15 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 (далее – Общие положения ЕКСД), квалификационные требования утверждены по предложению Министерства финансов Республики Беларусь. Кроме того, согласно подпунктам 3.11, 4.32 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585, реализация единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности, государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности включено в компетенцию Министерства финансов Республики Беларусь.

С учетом изложенного, решение поставленного вопроса относится к компетенции Министерства финансов Республики Беларусь.


Вопрос: «Здравствуйте. Работаю главным бухгалтером в бюджетной организации, имеют ли мне право установить доплату за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) по должности бухгалтера столовой на 0,5 ставки, так как знаю что в соответствии с Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями»: "доплаты за совмещение должностей не устанавливаются: руководителям организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям..." Или мне нужно заключать трудовой договор по совместительству и работать по 12 часов? Прошу так же разместить мой вопрос в рубрике вопрос-ответ на Вашем сайте. С уважением.»

Ответ:
Согласно статье 67 Трудового кодекса Республики Беларусь работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (далее – доплата).

Условия и размеры доплат в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, определены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6, где подпунктом 2.5 пункта 2 приложения 1 руководителю организации предоставлено право в пределах фонда заработной платы устанавливать руководителям учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителям, помощникам руководителей организаций, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, специалистам, служащим, рабочим доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ.

Указанные доплаты не устанавливаются:

руководителям организаций, их заместителям (за исключением руководителей учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителей);

научным работникам научно-исследовательских организаций (подразделений);

в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью по основной работе.

Согласно пункту 11 статьи 8 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» на главного бухгалтера организации, в том числе руководителя структурного подразделения, возложено выполнение обязанностей в области бухгалтерского учета и отчетности, а именно: постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, составление и своевременное представление отчетности организации.

Следовательно, выполнение главным бухгалтером организации должностных обязанностей, обусловленных трудовым договором, в том числе за подчиненного ему специалиста, не является расширением зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ).

Поэтому нет оснований для установления главному бухгалтеру доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ).

Что касается работы по совместительству, то для отдельных категорий работников ограничения по совместительству могут устанавливаться законодательством (статья 348 Трудового кодекса Республики Беларусь), а именно частью второй статьи 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлено, что руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.


Вопрос: В организации установлен режим неполного рабочего времени в виде неполной рабочей недели (например, трехдневной – понедельник, вторник, среда). В случае привлечения к работе работника в четверг или пятницу, будет ли являться работа в указанные дни работой в выходные дни?

Ответ: Согласно статьям 136 и 137 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) право на выходные дни имеют все работники и могут использовать их по своему усмотрению.

При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю. При шестидневной рабочей неделе предоставляется один выходной день.

Общим выходным днем для всех является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), если иное не определено по соглашению сторон. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Согласно статье 118 ТК при неполной рабочей неделе сокращается число рабочих дней в неделю.

Таким образом, если в организации с пятидневной рабочей неделей работникам установлен режим неполного рабочего времени в виде неполной рабочей недели (например, понедельник, вторник, среда), то выполненная ими в отдельные нерабочие дни (четверг, пятница) работа в пределах рабочего времени, определенного с учетом норм статей 112-117 ТК, не является работой в выходной день. Следовательно, оплата ее производится в соответствии с нормами статьи 290 ТК.


Вопрос: Можно ли зарезервировать часть премии за отчетный период, причитающейся руководителю коммерческой организации, сумма которой при расчете фактического значения коэффициента соотношения превышает установленный контрактом размер коэффициента соотношения, и выплатить ее в последующем периоде?

Ответ: Частью одиннадцатой подпункта 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597 (далее – постановление № 597) установлено, что при заключении контракта с руководителем организации условия и размеры оплаты его труда определяются с учетом установленного коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент соотношения).

В этой связи при формировании в контракте условий и размеров оплаты труда (в том числе размера оклада, размера и условий начисления премий, бонусов и вознаграждений) руководителя организации орган, уполномоченный заключить контракт, должен учитывать установленный в соответствии с частями второй и третьей подпункта 2.1 пункта 2 постановления № 597 размер коэффициента соотношения.

«Резервирование» заработной платы нормами постановления № 597 не предусмотрено. Заработная плата должна начисляться и выплачиваться руководителю организации согласно условиям его контракта и в пределах установленного ему коэффициента соотношения.


Вопрос: Необходимо ли изменить размеры базовых и фиксированных окладов руководителей коммерческих организаций, установленных в их контрактах в зависимости от среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности, в связи с изменением с 1 января 2016 г. классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011? Что понимается под соответствующим видом экономической деятельности?

Ответ: Согласно пунктам 3 и 5 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597, в зависимости от среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности предусмотрено установление базового или фиксированного оклада руководителю организации.

На основании положений Закона Республики Беларусь «О государственной статистике» и постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 августа 2013 г. № 163 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению» данные по показателю среднемесячная заработная плата являются статистическими данными.

Согласно пункту 1 Общегосударственного классификатора ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (далее – ОКРБ 005-2011), утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, статистические данные по видам экономической деятельности собираются и представляются в соответствии с ОКРБ 005-2011.

Классификация видов деятельности в ОКРБ 005-2011 выполнена по иерархической системе с пятью уровнями классификации (секции, разделы, группы, классы, подклассы).

Основным видом деятельности организации является вид деятельности, который создает наибольшую часть общей добавленной стоимости организации.

Для определения основного вида деятельности организации, осуществляющей многопрофильную деятельность, используется нисходящий метод последовательного определения классификационной группировки, к которой относится деятельность организации, начиная с определения группировки верхнего уровня классификации – секции и заканчивая определением группировки самого низкого уровня классификации – подкласса.

Учитывая изложенное, под соответствующим видом экономической деятельности в целях установления размера базового (или фиксированного) оклада руководителю организации следует понимать вид экономической деятельности любого уровня классификации (секции, раздела, группы, класса, подкласса), к которому относится основной вид экономической деятельности организации и по которому имеются статистические данные о среднемесячной заработной плате.

С 1 января 2016 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 48 внесены изменения в ОКРБ 005-2011. В этой связи изменение основного вида экономической деятельности организации вследствие изменения с 1 января 2016 г. классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011 обусловлено изменением законодательства.

Следовательно, условия контрактов руководителей организаций, в части формирования размера базового (или фиксированного) оклада в зависимости от среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, должны быть приведены в соответствие с новой классификацией видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011, введенной в действие с 1 января 2016 года.

Уменьшение размера базового (или фиксированного) оклада руководителя организации, вследствие изменения осуществляемого организацией основного вида экономической деятельности согласно новой классификации видов экономической деятельности в ОКРБ 005-2011, не будет являться изменением существенных условий труда, так как оно обусловлено изменением законодательства, а не решением нанимателя.


Вопрос: Распространяется ли на заместителя директора территориального центра действие подпункта 1.5 пункта 1 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6, устанавливающего повышения тарифного оклада руководителям на 15 процентов при превышении показателей, утвержденных для организаций первой группы?

Ответ: Да, распространяется.

Указанным подпунктом предусмотрено повышение тарифных окладов руководителям без уточнения конкретных наименований их должностей. Должность заместителя руководителя, относится к должностям руководителей, поскольку является производной должностью, должностные обязанности по которой, а также требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик должностей соответствующих руководителей.


Вопрос: В каком размере производится повышение тарифного оклада заместителю директора территориального центра в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты от 24 сентября 2007 г. № 118: как для директора – на 30 процентов либо как для других категорий работников – на 20 процентов?

Ответ: Указанным постановлением повышение тарифного оклада на 30 процентов устанавливается работникам территориальных центров, занимающих конкретные должности служащих и профессии рабочих, наименования которых перечислены. При этом должность заместителя директора в этом перечне отсутствует.

Заместителю директора территориального центра устанавливается повышение тарифного оклада как для других категорий работников – на 20 процентов.


Вопрос: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – Указ) проводится деноминация официальной денежной единицы Республики Беларусь путем замены денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года в соотношении 10 000 белорусских рублей в денежных знаках образца 2000 года к 1 белорусскому рублю в денежных знаках образца 2009 года.

Разъяснением по порядку расчета заработной платы работников, денежного довольствия военнослужащих, военнослужащих, сотрудников, имеющих специальные звания, суворовцев, воспитанников воинских частей, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, установленных законодательством, в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь, подготовленным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Разъяснение), разъяснен порядок округления выплат по заработной плате до двух знаков после запятой до наименьшего номинала денежного знака (с 1 июля 2016 г. – 1 копейка) образца 2009 года, находящегося в обращении на территории Республики Беларусь.

При этом определено, что наниматель самостоятельно определяет порядок округления сдельных расценок.
Необходимо ли округлять часовые тарифные ставки в порядке, предусмотренном данным разъяснением, т.е. до двух знаков после запятой?

Ответ:
Согласно Разъяснению:

с 1 июля 2016 г. выплаты, установленные локальными нормативными правовыми актами, в абсолютных (цифровых) размерах, подлежат уменьшению в 10 000 раз;

определены правила округления размеров структурных элементов заработной платы (премий, надбавок, доплат ит.д.) до двух знаков после запятой до наименьшего номинала денежного знака (с 1 июля 2016 г. – 1 копейка) образца 2009 года.

Конкретное решение по округлению часовых тарифных ставок (до двух, трех и т.д. знаков после запятой) принимается нанимателем самостоятельно.

Вопрос: Устанавливаются ли компенсация за разъездной характер работы работникам, которые осуществляют регулярные служебные поездки?

Ответ: (10.11.2015) Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.07.2014 № 70, утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (далее – Инструкция).

Инструкцией определено, что решение об установлении работникам компенсаций, а также перечень работников, которым они устанавливаются, принимается нанимателем.

Кроме того, Инструкцией определено, что конкретный размер компенсаций, а также порядок и условия их выплаты, устанавливаются локальным нормативным правовым актом организации в размере, не превышающем размер суточных, установленных законодательством при направлении в командировку, как в пределах Республики Беларусь, так и за границу.

Таким образом, наниматель самостоятельно определяет необходимость установления работникам данных компенсаций, перечень работников, которым они будут устанавливаться и их размер либо направления этих работников в служебные командировки.


Вопрос: Необходимо ли принимать локальный нормативный правовой акт о тарифной ставке первого разряда, устанавливаемой по решению органа, заключившего контракт, для формирования базового оклада руководителя государственной организации?

Ответ: (10.11.2015) Согласно Положению об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597, базовый оклад руководителя государственной организации может формироваться на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь или на основе тарифных коэффициентов тарифной сетки, утвержденной соглашением на отраслевом уровне (тарифным соглашением) либо местном уровне (местным соглашением), и тарифной ставки первого разряда, установленной по решению органа, заключающего контракт.

Размер указанной тарифной ставки первого разряда и порядок изменения базового оклада руководителя государственной организации устанавливаются в его контракте. Принятие локального нормативного правового акта по данному вопросу не требуется.


Вопрос: Работнику в трудовом договоре установлена месячная тарифная ставка и неполное рабочее время. Какую минимальную заработную плату необходимо применять в отношении данного работника – месячную или часовую?

Ответ: (10.11.2015) Согласно законодательству о труде неполное рабочее время предусматривает уменьшение норм продолжительности ежедневной работы и (или) числа рабочих дней в неделю. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного рабочего времени. При этом в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов) применяется месячная минимальная заработная плата.

Следовательно, в отношении работника, которому в трудовом договоре установлена месячная тарифная ставка и неполное рабочее время, будет применяться месячная минимальная заработная плата пропорционально отработанному времени.


Вопрос: Какие изменения были внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 1842?

Ответ: (10.11.2015) В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2015 г. № 818 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 1842» меры, предусмотренные для отдельных работников в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, распространены на специалистов, осуществляющих ветеринарную деятельность.

Новым в постановлении № 818 является механизм возврата выплаченной суммы единовременного пособия работником, приехавшим на работу в эти районы, в случае досрочного расторжения контракта по его вине. Ранее такой механизм действовал только в отношении единовременной выплаты.


Вопрос: Повышаются ли тарифные ставки (оклады) на 20 процентов руководителям и специалистам учреждения образования, расположенного в агрогородке, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 254?

Ответ: В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» к категории сельских населенных пунктов относятся агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий.

Таким образом, если агрогородок, в котором расположено учреждение образования, находится на территории, входящей в пространственные пределы сельского совета, то действие норм Указа Президента Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 254 в части установления повышения тарифных ставок (окладов) руководителям и специалистам данного учреждения на 20 процентов на него распространяется.


Вопрос: Как осуществляется выплата надбавки за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 учителям, работающим с недельной педагогической нагрузкой менее установленной нормы (т.е. 8, 12 часов в неделю)?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 2 приложения 1 к постановлению Министерства труда от 21.01.2000 № 6 на выплату надбавок за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ направляются выделенные из бюджета средства в размере 10 процентов планового фонда заработной платы работников учреждения образования, который формируется, в том числе из окладов (ставок) педагогических работников с учетом их педагогической нагрузки. При этом размер указанной надбавки не может превышать 50 процентов оклада (ставки) конкретного работника.

Статьей 57 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что заработная плата (в том числе и оклад, как элемент заработной платы) выплачивается с учетом фактически отработанного времени.

Исходя из изложенного, наниматель самостоятельно определяет порядок и условия выплаты указанной надбавки работникам, в том числе учителям, имеющим педагогическую нагрузку менее установленной нормы, с учетом отработанного времени.


Вопрос: Как исчисляется тарифный оклад и повышения тарифного оклада по должности заведующего здравпунктом из числа средних медицинских работников?

Ответ: Исчисление тарифных окладов и определение размеров их повышений по одному или нескольким основаниям по должностям заведующих здравпунктами, профдезотделами и другими структурными подразделениями, из числа медицинских работников со средним специальным медицинским образованием, бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 и пунктом 4 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6.


Вопрос: Какие выплаты могут быть произведены руководителю государственной коммерческой организации, как иные выплаты, предусмотренные законодательством?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597, руководителям государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, могут производиться иные выплаты, предусмотренные законодательством.

К иным выплатам, предусмотренным законодательством, относятся выплаты, производимые в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Данные выплаты производятся на основании положений и в размерах, определенных нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь определены в статье 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон), к числу которых относятся постановление, инструкция, приказ республиканского органа государственного управления. При этом согласно статье 3 Закона правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.


Вопрос: Включается ли в рабочее время, время необходимое на сдачу (получение) инструмента (материалов) и на дорогу от места выполнения работы до места приема пищи?

Ответ: Статьей 57 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) определено, что заработная плата - это вознаграждение за труд, который наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

В соответствии со статьей 110 ТК в рабочее время включается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности, а также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни).

При этом статьей 133 ТК установлено, что рабочее время состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемого в соответствии с законодательством в рабочее время.

Фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно правилам внутреннего трудового распорядка, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену).

Как фактически отработанное должно учитываться время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии - нанимателем по согласованию с профсоюзом. Данные операции представляют собой действия, связанные с выполнением работником своих трудовых обязанностей, предусмотренных должностной (рабочей) инструкцией, другим локальным нормативным правовым актом, трудовым договором.

В фактическое время не входит и не учитывается время проезда от места жительства до места постоянной работы (постоянного сбора) и обратно, время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе.

Согласно статье 134 ТК предоставляемый работнику в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания используется им по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

Время начала и окончания рабочего времени, установленное в правилах внутреннего трудового распорядка, является началом и окончанием рабочей смены работника.

Таким образом, если работнику установлен режим работы: ежедневное рабочее время – с 8.00 до 16.45, обеденный перерыв – с 12.00 до 12.40, то находиться на рабочем месте ему необходимо с 8.00 до 12.00 и с 12.40 до 16.45.

Если время необходимое на сдачу (получение) инструмента (материалов) и на дорогу до места приема пищи не являются подготовительно-заключительными операциями, предусмотренными действующей технологией и организацией производства, то они не включаются в фактически отработанное время.


Вопрос: В каких случаях имеется право и основание проведения внеочередной аттестации для присвоения работнику более высокой квалификационной категории?

Ответ (29.12.2014): В соответствии со статьей 61 Трудового кодекса Республики Беларусь отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работнику соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 №1 (далее – Общие положения), присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым ими должностям производится с учетом рекомендаций аттестационной комиссии последовательно (вторая, первая, высшая).

Согласно пункту 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Вместе с тем, пунктом 20 Общих положений предусмотрено, что специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста опыта работы по соответствующему направлению деятельности. Присвоенная в указанном порядке квалификационная категория может быть как последующей, так и внеочередной.

Обращаем внимание, что нормы пункта 20 Общих положений не распространяются на специалистов, которые не имеют указанный в квалификационных характеристиках уровень и направленность образования.
Таким образом, в каждом конкретном случае решение принимается нанимателем самостоятельно с учетом изложенных норм законодательства.


Вопрос: Распространяется ли повышение тарифных ставок в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 на работников бюджетной сферы?

Ответ: Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29) нанимателям предоставлено право заключать контракты с любыми категориями работников, в том числе с работниками бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Норма подпункта 2.5 пункта 2 Декрета № 29, предусматривающая повышение тарифной ставки работникам, с которыми заключены контракты, не более чем на 50 процентов, носит императивный характер, то есть обязательна для исполнения в организациях независимо от их организационно-правовых форм. При этом конкретный размер указанного повышения устанавливается нанимателем.


Вопрос: Как исчисляется стаж работы по специальности (в отрасли) для работников бюджетных организаций?

Ответ: Данный вопрос регулируется Положением о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4 (далее – Положение).

При этом Положением определяется общий порядок исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций, а особенности исчисления указанного стажа работников конкретных видов экономической деятельности устанавливаются соответствующими министерствами, иными государственными органами по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.

В настоящее время особенности исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) регулируются следующими отраслевыми нормативными правовыми актами:

постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.11.2000 № 50 «Об утверждении инструкции по исчислению стажа работы по специальности основных категорий специалистов организаций здравоохранения, финансируемых из бюджета»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.10.2002 № 45 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций системы образования»;

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.08.2011 № 80 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) для повышения тарифных ставок (окладов) работников учреждений социального обслуживания и бюджетных организаций, подчиненных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь»;

постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 30.05.2005 № 8 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности специалистов и руководителей научных организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»;

постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.10.2000 № 15 "Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности работников организаций физической культуры и спорта";

постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 22.07.2003 № 20 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности работников в сфере культуры»;

постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 15 марта 2016 г. № 10 «Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления стажа работы в отрасли работников бюджетных организаций государственной ветеринарной службы, а также государственных учреждений, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь»;

постановление Государственного комитете судебных экспертиз Республики Беларусь от 3 марта 2016 г. № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) для повышения тарифных ставок (окладов) лиц гражданского персонала Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь»;

постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 09.07.2012 № 193 «Об утверждении инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников государственных архивных учреждений и признании утратившим силу постановления комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 7».
Поскольку согласно статье 70 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» официальное толкование нормативного правового акта осуществляет нормотворческий орган, принявший (издавший) этот акт, то по вопросам разъяснения особенностей исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) рекомендуем обращаться в соответствующие министерства.


Вопрос: С 1 сентября 2010 года была повышена заработная плата работникам учреждений культуры. Касается ли это повышение библиотекарей колледжей и школьных библиотек?

Ответ: Повышение тарифных окладов на 15 процентов работникам культурно-просветительных учреждений, трудовая функция которых соответствует основному виду деятельности указанных учреждений, установлено в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267. Нормы данного постановления распространяются на работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации).

На этом основании, в частности, повышаются тарифные оклады библиотечным работникам (заведующий библиотекой, главный библиотекарь, ведущий библиотекарь, библиотекарь и т.д.), работающим в бюджетных организациях (в том числе в вузах, колледжах, школах и т.д.).

Разъяснение по данному вопросу размещено на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Актуально» 17 ноября 2010 г. и направлено органам государственного управления письмом от 18 ноября 2010 г. № 03-01-17/1535.


Вопрос: Статьёй 287 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени. Что имеется ввиду?

Как правильно оплатить труд инвалида II группы, который по заключению МРЭК работает 20 часов в неделю при окладе 146 рублей 20 копеек?

Ответ: Согласно статей 114, 287 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, исходя из которой для них определяется расчетная норма рабочего времени календарного месяца, не более которой они должны отработать.

При этом заработная плата инвалида, отработавшего расчетную норму рабочего времени (например, 35 часов в неделю), должна быть равна заработной плате работника соответствующей профессии (должности), отработавшего полную норму рабочего времени (например, 40 часов в неделю) при остальных равных условиях её выплаты.

Согласно статье 289 ТК наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Для инвалидов I и II группы неполным рабочим временем будет являться часть (например, как указано, 20 часов в неделю) установленной для них законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени (не более 35 часов в неделю).

Оплата труда работников, в том числе инвалидов, с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени в соответствии с нормами статьи 290 ТК.

С учетом изложенного, если работнику, являющемуся инвалидом II группы, установлен неполный рабочий день продолжительностью 3,5 часа (половина ежедневной продолжительности рабочего времени (7 часов х 0,5) при пятидневной рабочей неделе) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, то продолжительность его рабочего времени в неделю составит 17,5 часов (3,5 часа х 5 дней). При этом расчет часовой тарифной ставки (оклада) для оплаты его труда должен производиться путем деления тарифной ставки (оклада), установленной трудовым договором, на месячную расчетную норму рабочего времени, исчисленную исходя из продолжительности рабочего времени 35 часов в неделю.

Для аналогичного работника, не являющегося инвалидом, и которому установлен неполный рабочий день 4 часа (половина ежедневной продолжительности рабочего времени (8 часов х 0,5)), т.е. 20 часов в неделю (4 часа х 5 дней), расчет часовой тарифной ставки (оклада) производится путем деления тарифной ставки (оклада), установленной трудовым договором, на месячную расчетную норму рабочего времени, исчисленную исходя из продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю.

Пример. Месячный доклад работника, в том числе инвалида, составляет 146 рублей 20 копеек.

Расчетная норма рабочего времени в сентябре 2016 г. составляет для:

работника (не инвалида) – 176 часов при 40-часовой рабочей неделе,

работника (инвалида II группы) – 154 часа при 35-часовой рабочей неделе.

В сентябре отработано:

работником (не инвалидом) - 88 часов (22 дня х 4 часа),

работником (инвалидом II группы) - 77 часов (22 дня х 3,5 часа).

Часовой оклад составит для:

работника (не инвалида) 0,8307 рубля (146 рублей 20 копеек / 176),

работника (инвалида II группы) – 0,9494 рубля (146 рублей 20 копеек / 154).

Оклад за фактически отработанное время в сентябре составит для:

работника (не инвалида) 73 рубля 10 копеек (0,8307 х 88),

работника (инвалида II группы) 73 рубля 10 копеек (0,9494 х 77).

Аналогично производится расчет оплаты труда для работника (инвалида II группы), который в соответствии с индивидуальной программой реабилитации работает 20 часов в неделю, или 4 часа в день. Такой работник отработает в сентябре 88 часов (22 дня х 4 часа).

В данном случае его оклад за фактически отработанное время в сентябре составит 83 рублей 55 копеек (0,9494 х 88).


Последние новости