Главная - Либерализация условий экономической деятельности - О применении Декрета Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики»

 О применении Декрета Президента Республики Беларусь
от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников
организаций отраслей экономики»

 

 В соответствии с пунктом 8 Плана мероприятий по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики», утверждённого Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 17.02.2009 № 30/223-70, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь разъясняют применение норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» (далее – Декрет).

Названным Декретом (вступил в силу с 1 января 2009 г.) установлено, что:

общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов (далее – стимулирующие выплаты), выплачиваемых работникам организаций отраслей экономики независимо от форм собственности, кроме финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, (далее – организации) и относимых на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80 процентов суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом их повышений, предусмотренных законодательством, в расчёте на одного работника за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом (далее – норматив), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

в организациях, обеспечивших по итогам предыдущего года рентабельность реализованной продукции, товаров (работ, услуг) на уровне, не ниже задания, доведенного в установленном порядке, или предусмотренного бизнес-планом в случае, если таковое задание не установлено, размер норматива в течение отчётного года не должен превышать 100 процентов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

конкретный порядок использования стимулирующих выплат в пределах норматива определяется нанимателем на основании коллективного договора, соглашения либо иного локального нормативного правового акта (например, положения), принятых в соответствии с законодательством.

Данный Декрет распространяется на организации, независимо от их отраслевой принадлежности, форм собственности, в том числе на организации с иностранными инвестициями, кроме организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

В целях применения норм Декрета под работниками организаций понимаются все работники, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем на условиях трудового договора (контракта), независимо от категории персонала (рабочие, руководители, включая руководителя организации, специалисты и другие служащие).

Норматив, установленный подпунктами 1.1 и 1.2 Декрета (не свыше 80 либо 100 процентов), является предельным для организаций при отнесении ими сумм стимулирующих выплат на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включаемых в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, (далее – затраты) и должен отслеживаться ежемесячно, независимо от периодичности их выплаты.

Конкретная сумма стимулирующих выплат в пределах норматива определяется от заработной платы работников, исчисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам с учётом их повышений, установленных законодательством, включая фиксированные должностные оклады, а также по тарифным ставкам (должностным окладам) работников, при формировании условий оплаты труда которых применяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 г. № 49, в расчёте на одного работника за фактически отработанное время в отчётном периоде (за месяц, квартал) по

организации в целом. При этом доплаты работникам за выполнение ими обязанностей временно отсутствующего работника, за совмещение профессий (должностей) не включаются в сумму заработной платы, от которой исчисляется указанный норматив.

Например, в организации за февраль 2009 г. сумма фонда заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам с учётом их повышений, за фактически отработанное работниками время по организации в целом составила 400 млн. рублей. Норматив равен 80 процентов. Сумма средств, направленных на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов (стимулирующих выплат), которую можно включить в затраты за февраль 2009 г. составит 320 млн. рублей (400 млн. рублей x 80 процентов: 100).

Согласно статье 63 Трудового кодекса Республики Беларусь установление выплат стимулирующего характера работникам находится в компетенции нанимателя. При этом применительно к целям данного Декрета к стимулирующим выплатам относятся:

премии работникам за производственные результаты по действующей в организации системе премирования, в том числе за результаты финансово-хозяйственной деятельности организации (структурного подразделения), с помесячной либо поквартальной периодичностью их выплаты;

все надбавки работникам.

Перечень видов и оснований стимулирующих выплат устанавливается нанимателем самостоятельно в локальном нормативном правовом акте.

 Справочно: примерный перечень надбавок может включать в себя надбавки за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы); за сложность и напряжённость работы; за увеличение объёмов управленческого труда; за руководство финансово-промышленной и иной хозяйственной группой; руководителям предприятий, обеспечивающих рост показателей работы по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года; за высокие достижения в труде и другие показатели работы; за выполнение особо важных (срочных) работ; за профессиональное мастерство; за классность; а также по другим основаниям.

 

В то же время, премии работникам за:

 экономию сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; за разработку и реализацию мер по охране труда;

 выплаты компенсирующего характера (например, доплаты за совмещение профессий (должностей),

расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника,

за работу в ночное время и ночную смену, в тяжёлых, вредных, особо вредных условиях труда, за интенсивность работы);

надбавки за подвижной и разъездной характер работ, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, вне постоянного места жительства (полевое довольствие),

 доплаты и выплаты по всем основаниям, суммы которых относятся на затраты, или выплачиваются из прибыли, находятся вне правового поля действия данного Декрета.

Нормы Декрета не содержат обязательного требования для нанимателя об отмене или пересмотре им локальных нормативных правовых актов, на основании которых производится выплата премий и (или) надбавок работникам. Однако при необходимости наниматель вправе внести в них соответствующие изменения и (или) дополнения.

В случае изменения показателей, условий, периодичности и размеров премирования за производственные результаты, а также оснований, условий и размеров надбавок, если таковые будут производиться в целях реализации норм декрета, наниматель обязан соблюдать требования статьи 32 Трудового кодекса Республики Беларусь..

Последние новости
23.02.2017
С какими проблемами идут на приёмы по Декрету №3 белорусы и как им помогают?Продолжаем тему, которая сегодня волнует многих белорусов. И, прежде всего, тех, кто получил извещения о необходимости уплатить сбор по Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Обращений от граждан оказалось немало. А потому, чтобы разобраться в ситуациях, организовали выездные приёмы граждан. Их, напомним, проводит Администрация Президента, а также депутаты. Обратиться можно и в комиссии при исполкомах. Даже несмотря на то, что срок уплаты уже истёк. Так что же считать тяжёлой жизненной ситуацией? И можно ли в будущем составить перечень подобных? Ответы, в том числе на эти вопросы, сегодня искали корреспонденты ОНТ.

Жизненная ситуация Андрея Аврамцева – из тех, о которых не хочется рассказывать всем. Особенно, если ты молодой крепкий парень, только вот диагноз (поставленный ещё в 12 лет – эпилепсия) не даёт даже строить планы на ближайшие сутки. Головные боли до обмороков, постоянная реабилитация. Однако парню удалось закончить колледж, но вот работу найти так и не смог.

Андрей Аврамцев, житель г.Гомеля: «Я на бирже даже стоял, меня отправляли на химзавод – там увидели мой диагноз и сказали «нет», сказали, что я не подхожу, на мясокомбинате тоже посмотрели, сказали «вы не подходите», поэтому я не знаю даже, куда мне устроиться. Я, конечно, хочу работать».
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...