Главная - Вопрос-Ответ - Иные вопросы



Иные вопросы

Вопрос. Ежеквартально Министерством труда и социальной защиты утверждается размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исходя из которого рассчитываются размеры пенсий, пособий, а также других социальных выплат.

Какие предусмотрены меры социальной защиты в случае, если размер бюджета прожиточного минимума снизился относительно его размера за предыдущий период?

Ответ: Механизм, не допускающий снижения доходов граждан, получающих пенсии, пособия и прочие социальные выплаты, исчисляемые в соответствии с законодательством исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), установлен Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2006 г. № 726 «Об исчислении социальных выплат», в соответствии с которым при назначении (перерасчете) пенсий, пособий, других социальных выплат используется наибольшая величина БПМ, утвержденного Министерством труда и социальной защиты за два последних квартала.

Вопрос: Я инвалид 1 группы по зрению и мне в связи с заболеванием необходим сотовый телефон. Подскажите, возможно ли его получить бесплатно?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722, инвалиды 1 группы по зрению обеспечиваются сотовыми телефонами с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфонами), на льготных условиях с оплатой 20 процентов от стоимости данного средства реабилитации на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее - ИПР инвалида) либо заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (далее - заключение ВКК) о нуждаемости в сотовом телефоне с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфоном).

Для обеспечения указанным средством реабилитации необходимо обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) инвалида. При себе необходимо иметь ИПР инвалида или заключение ВКК, удостоверение инвалида, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Вопрос: Какие меры социальной защиты установлены законодательством Республики Беларусь бывшим узникам фашизма?

Ответ: Правовой статус и меры социальной защиты бывшим узникам фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшим несовершеннолетним узникам иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны (далее - бывшие узники фашизма) установлены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (далее - Закон).

Законом бывшие узники фашизма, наряду с членами семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий, отнесены к категории граждан, пострадавших от последствий войн.

Статьей 24 Закона бывшим узникам фашизма в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие государственные социальные льготы, права и гарантии:

повышение размеров пенсий и льготное налогообложение в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» время нахождения узников, в том числе детей, в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания) учтено в двойном размере в стаж при назначении пенсии. Кроме того, на основании статьи 68 Закона им установлено ежемесячное повышение размера пенсии на 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (с 1 мая 2015 г. - 368717 руб.);

безвозмездная передача в собственность (с учетом жилищной квоты, суммы квот) занимаемых ими жилых помещений в пределах 20 квадратных метров общей площади на себя и каждого проживающего вместе с ним нетрудоспособного неработающего члена его семьи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

пользование при выходе на пенсию организациями здравоохранения, к которым они были прикреплены в период работы (службы), если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь;

первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, первоочередная госпитализация.

Наряду с участниками Великой Отечественной войны бывшим узникам фашизма предоставлено право лечения в госпиталях для инвалидов Великой Отечественной войны.

В соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляется право бесплатного проезда один раз в два года (туда и обратно) на воздушном, железнодорожном, водном или междугородном автомобильном транспорте либо по желанию бывшего узника проезд с 50-процентной скидкой по оплате стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта по талонам установленного образца, выдаваемым органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение.

Вопрос: Каким нормативным правовым актом предоставлено право льготного проезда в пригородном транспорте пенсионерам в период сельскохозяйственных работ?

Ответ: Указом Президента Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 176 «О государственной поддержке пенсионеров» предусмотрено ежегодное право гражданам, достигшим пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), на 50-процентную скидку со стоимости проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий эконом-класса, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) на период сезонных сельскохозяйственных работ с 1 мая по 30 сентября.

Данное право реализуется гражданами на основании проездных документов (билетов), выдаваемых им организациями пассажирского транспорта, при предъявлении пенсионных удостоверений.

Вопрос: Где можно узнать уплачивала ли организация обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с Порядком предоставления информации застрахованному лицу и страхователю, утвержденным постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2009 № 18 (далее – Порядок), получить информацию, содержащуюся в Вашем индивидуальном лицевом счете, Вы можете в территориальном органе Фонда, предъявив страховое свидетельство государственного социального страхования и документ, удостоверяющий личность, и заполнив соответствующее заявление. Приложением 2 к Порядку утверждена информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, в которой есть раздел о периодах неуплаты обязательных страховых взносов плательщиком.


Вопрос: Я, индивидуальный предприниматель – плательщик единого налога, представил в регистрирующий орган заявление о прекращении деятельности с 12.07.2014. Как рассчитать сумму платежа за 2014 г. по обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с пунктом 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 87, вступил в силу с 27.02.2014), индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы (далее – взносы). Уплата взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), исчисляется из определяемого индивидуальными предпринимателями дохода за истекший год, при этом сумма взносов не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством (далее – минимальная заработная плата), в размере 35 процентов (29 процентов – на цели пенсионного страхования и 6 процентов – на цели социального страхования).

В связи с этим сумма платежа, причитающаяся к уплате индивидуальным предпринимателем – плательщиком единого налога, в бюджет фонда, рассчитывается:

за период с 01.01.2014 по 26.02.2014 по ранее действующему законодательству, а именно сумма взносов исчисляется из определяемого самостоятельно индивидуальным предпринимателем дохода за указанный период, но не менее суммы, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы пропорционально количеству календарных дней в этом периоде, за которые индивидуальным предпринимателем в установленном порядке уплачен единый налог);

за период с 27.02.2014 по 11.07.2014 (до даты принятия решения о прекращении деятельности, указанной в заявлении индивидуального предпринимателя) сумма взносов исчисляется из определяемого самостоятельно индивидуальным предпринимателем дохода за указанный период, но не менее суммы, исчисленной за этот период из суммы размеров минимальной заработной платы.


Вопрос: Учредителем частного унитарного предприятия (физическим лицом) в соответствии с пунктом 4 статьи 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь принято решение о непосредственном осуществлении функций руководителя данного предприятия. Решением не предусматриваются конкретные выплаты учредителю за осуществление им функций руководителя предприятия. Трудовой договор с учредителем не заключается. Прошу разъяснить следующее.

Если вознаграждение учредителя за осуществление функций руководителя предприятия привязано к результатам хозяйственной деятельности предприятия и выплачивается в виде дивидендов (без начисления иных выплат, в том числе и заработной платы), необходимо ли на данные выплаты (дивиденды) начислять обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с пунктом 1-1 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (далее – Положение), юридические лица являются плательщиками в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя.

Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон о страховых взносах) объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (далее - взносы).

При этом сумма взносов за истекший месяц должна быть не менее суммы, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы (часть первая пункта 5 Положения), и уплачиваться в сроки, установленные пунктом 4 Положения.

Законом о страховых взносах предусмотрено, что для работающих граждан размер взносов составляет 1 процент индивидуального заработка (дохода), для работодателей – 34 процента от суммы выплат, начисленных в пользу работающих граждан (28 процентов – на пенсионное страхование и 6 процентов – на социальное страхование).

С учетом изложенного, на суммы вознаграждения учредителю унитарного предприятия за осуществление функций руководителя взносы начисляются в установленном порядке (но не менее чем на сумму проиндексированной минимальной заработной платы, установленной законодательством). При этом источник выплаты вознаграждения не имеет значения (в том числе из прибыли).


Вопрос: Работник организации как донор сдавал кровь. Затем он уволился и трудоустроился в другую организацию. В период между увольнением и приемом на работу к новому нанимателю он также сдавал кровь. По новому месту работы работник предъявил документы, подтверждающие сдачу крови, и потребовал предоставления дополнительных дней отдыха. Правомерны ли требования работника в отношении нового нанимателя?

Ответ: Законом Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» (далее – Закон) установлен ряд прав, гарантий донорам крови (ее компонентов). Помимо общих прав и гарантий, предоставляемых всем донорам, отдельно предусмотрены гарантии работающим донорам. К таким, в частности, относятся освобождение от работы, предоставление дополнительного дня отдыха, другого дня отдыха.

Гражданин, исполняющий свою функцию в качестве донора, может требовать реализации донорских прав и гарантий в тех пределах, которые ему предоставлены Законом. Если на момент сдачи крови (ее компонентов) донор не состоит (состоял) в трудовых отношениях, он может требовать предоставления только общих прав и гарантий. Гарантии, установленные работающим донорам, ему не предоставляются.

В соответствии со статьей 17 Закона наниматель обязан предоставлять работнику, который является донором, гарантии, установленные Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь. Даная обязанность исполняется в рамках трудовых отношений между конкретным нанимателем и работником, являющимся донором. То есть работающим донорам гарантии (освобождение от работы, предоставление дополнительного дня отдыха, другого дня отдыха) предоставляются тем нанимателем, с которым он состоит в трудовых отношениях на момент сдачи крови (ее компонентов).

Таким образом, требования работника необоснованны.


Вопрос: Как восстановить страховое свидетельство государственного социального страхования?

Ответ: Порядок выдачи и замены страхового свидетельства государственного социального страхования (далее – свидетельство социального страхования) установлен «Правилами индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 398).

Свидетельство социального страхования подлежит восстановлению при утере, его непригодности и в других аналогичных случаях. Для восстановления свидетельства социального страхования работающему застрахованному лицу необходимо письменно обратиться к работодателю. Работодатель заполняет форму ПУ-1 "Анкета застрахованного лица" (тип формы - восстановление свидетельства социального страхования) и в течение 5 рабочих дней передает её в орган Фонда социальной защиты населения по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов.

Если застрахованное лицо временно не работает и не состоит на учете в качестве плательщика обязательных страховых взносов, то ему необходимо представить в орган Фонда социальной защиты населения по месту жительства форму ПУ-1 "Анкета застрахованного лица" (тип формы – восстановление свидетельства социального страхования) для получения нового свидетельства социального страхования.

Свидетельство социального страхования выдается органом Фонда социальной защиты населения в течение месяца со дня приема формы ПУ-1.

Изготовление и выдача свидетельства социального страхования осуществляется бесплатно.

Вопрос: На следующий день после увольнения в связи с окончанием срока трудового договора человек получил травму.

Имеет ли он право на пособие по временной нетрудоспособности? Куда ему следует обращаться?

Ответ: Согласно п. 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 № 1290 (далее – Положение), право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

На неработающих лиц государственное социальное страхование не распространяется, следовательно, права на выплаты из средств государственного социального страхования эти лица не имеют.

Исключение из общего правила установлено п. 8 Положения в отношении лиц, у которых временная нетрудоспособность в связи с заболеванием или травмой наступила в течение 30 календарных дней после прекращения трудового договора по уважительным причинам и длилась более 30 календарных дней. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности назначается комиссией по назначению пособий при областных, Минском городском управлениях Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и выплачивается по прежнему месту работы.

Для рассмотрения вопроса о назначении пособия в порядке исключения заявителю необходимо обратиться в районный (городской) отдел Фонда или в областное, Минское городское управления Фонда, где он заполнит заявление о назначении пособия, сообщит (устно или письменно) дату, время, место и фактические обстоятельства получения травмы, представит документ о временной нетрудоспособности и трудовую книжку. Другая необходимая для назначения пособия информация истребуется органами Фонда.

Вопрос: Прокурорский работник, уволенный из органов прокуратуры, назначен на государственную должность в исполком, по которой предусмотрен 7 – 6-й классы государственных служащих. Возможно ли сразу присвоить ему 6-й класс государственного служащего с учетом того, что у него есть классный чин прокурорского работника (советник юстиции)?.

Ответ:Порядок присвоения классов государственным служащим определен статьей 13 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон).

Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке (пункт 1 статьи 13 Закона).

Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для государственных служащих, имеющих 12 - 10-й класс, составляет не менее одного года, 9 - 7-й класс - не менее двух лет, 6 - 4-й класс - не менее трех лет. Присвоение очередных классов государственным служащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.

Особенности присвоения класса лицу, имеющему классный чин прокурорского работника, при поступлении его на работу в государственный орган на государственную должность законодательством не предусмотрены.

Вышеизложенное означает, что если законодательством предусмотрены по государственной должности, на которую назначен государственный служащий, 7 – 6-й классы государственных служащих, изначально присваивается 7-й класс. Очередной, 6-й класс по этой должности, присваивается после пребывания государственного служащего в 7-ом классе не менее двух лет.

Вопрос: Будут ли в Республике Беларусь отнесены к участникам Великой Отечественной войны или к лицам, пострадавшим от последствий войн, граждане, находившиеся в годы Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте?

Ответ: В республике проживает более 950 тысяч граждан, достигших 70-летнего возраста и старше, тех, кто пережил тяготы и лишения Великой Отечественной войны. Из них, по оценке, около 5 тысяч граждан, потерявших обоих родителей, в годы Великой Отечественной войны являлись несовершеннолетними.

Законодательством Республики Беларусь, как и законодательством бывшего СССР, указанной категории граждан правовой статус не установлен и ранее не устанавливался.

Правовые основы и меры социальной защиты ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, установлены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года (далее - Закон).

Согласно статье 2 Закона участниками Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, партизаны и подпольщики.

Обязательным условием признания участником Великой Отечественной войны является наличие архивных документов о прохождении военной службы в частях, входивших в состав действующей армии, участии в партизанском и подпольном движении.

Законом к пострадавшим в годы Великой Отечественной войны, на кого распространены социальные льготы, отнесены: члены семей погибших (умерших) военнослужащих, партизан и подпольщиков из числа родителей, не вступивших в новый брак супругов, детей (в том числе усыновлённых) и других иждивенцев погибшего (умершего), получающих пенсию по случаю потери кормильца; бывшие узники фашизма; инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий.

Внесение изменений и дополнений в законодательство в части расширения перечня льготных категорий граждан не предполагается.

Кроме указанной категории работников наниматель в соответствии с частью второй статьи 289 Трудового кодекса Республики Беларусь.


Вопрос: Какой в Беларуси в 2012 году коэффициент частоты производственного травматизма? Как выглядит по этому показателю наша страна на постсоветском и европейском пространстве?

Ответ: Данными о коэффициенте частоты производственного травматизма за 2012 год Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь не располагает.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2011 году численность работников, потерпевших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом составила 0,61 на 1000 работающих Республики Беларусь.

Вопрос: Каков обобщенный портрет жертвы ЧП на производстве (пол, возраст, образование, специальность и т.д.)?

Ответ: Вопрос о составлении обобщенного портрета потерпевшего при несчастном случае на производстве является некорректным.

Вместе с тем, анализ документов специальных расследований несчастных случаев на производстве со смертельным исходом происшедших в 2011 году показывает, что за указанный период погибло 181 работник мужского (92,3 процента) и 15 женского пола.

Средний возраст погибших составил 43 года, а наименьший и наибольший возраст погибших соответственно 17 и 73 года.

В 2011 году смертельные травмы на производстве получили 25 водителей автомобилей, 9 подсобных рабочих, 8 животноводов и по 7 человек выполнявших работы по профессиям тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, грузчик и электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.


Последние новости