Главная - Социальные нормативы. Индексация. Бронирование средств - О потребительских бюджетах

В международной практике система потребительских бюджетов позволяет давать дифференцированную оценку уровня жизни населения. Потребительские бюджеты являются эффективным аналитическим инструментом изучения системы распределенных отношений, уровня жизни, структуры общества по материальному достатку и дифференциации населения по уровню доходов населения.

Социальные нормативы – основной нормативный и аналитический инструмент обоснования и реализации мер социальной политики, обеспечивающих социальную защищенность граждан.

В республике в соответствии с законами от 9 января 1992 г. № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» и от 6 января 1999 г.№ 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» разработаны минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Сфера их применения – оценка материального положения различных групп населения, типов семей, оценка и прогнозирование уровня доходов граждан, обоснование размеров минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Соотношение покупательной способности среднедушевых денежных доходов в каждой группе позволяет оценить степень экономического неравенства населения.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума, который представляет собой необходимые для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания и непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы.

Бюджет прожиточного минимума в соответствии с законодательством применяется при определении размеров минимальных трудовых и социальных пенсий; надбавок, повышений к пенсиям и доплат людям старших возрастов; некоторых видов пособий и др. Он служит нормативом индексации доходов населения, выступает в качестве критерия нуждаемости при определении права граждан на государственную адресную социальную помощь в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Кроме того, бюджет прожиточного минимума применяется для исчисления других выплат и служит критерием оценки при определении права граждан на некоторые виды социальной поддержки.

В отличие от бюджета прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Данный социальный норматив представляет собой бюджет простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека.

Минимальный потребительский бюджет как социальный норматив более высокого порядка (по сравнению с бюджетом прожиточного минимума) является одним из ориентиров социально-экономического развития страны. Он применяется для ежегодного определения размера месячной минимальной заработной платы. Совет Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, обеспечивая ежегодное сближение их размеров. Минимальный потребительский бюджет применяется при выработке мер социальной защиты тех граждан, которые не относятся к категории малообеспеченных, но по уровню своих доходов нуждаются в определенной государственной поддержке, например, в качестве критерия, дающего право на получение одноразовых субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию, приобретение) жилья.


Потребительские бюджеты, как и все социальные нормативы, не являются чем-то постоянным, они должны постоянно ориентироваться на обновление и развитие общества. Их состав и структура в соответствии с законодательством пересматривается не реже одного раза в пять лет, а стоимостная величина – ежеквартально.

В 2014 году изменены подходы к определению прожиточного минимума. Принят Закон Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума», а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. № 865 «Об утверждении прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения». Подробнее ССЫЛКА.


Последние новости
23.01.2018
Не остаться один на один с бедой в случае производственной травмы или профессионального заболевания работникам помогает обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Подробнее о том, как работает механизм социальной защиты, в интервью читателям журнала рассказывает начальник управления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белгосстраха Б. К. Бондарик.

Исчерпывающую информацию обо всем, что касается аттестации рабочих мест: как правильно организовать эту работу, оформить необходимые документы и избежать ошибок, которые продолжают совершать многие наниматели, – дает материал начальника управления государственной экспертизы условий труда и охраны труда комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома О.Н.Ковалёвой.
...
22.01.2018
В 2017 году получателями государственной адресной социальной помощи (ГАСП) стали 310,2 тыс. человек на сумму 87,9 млн. рублей.

Ежемесячное социальное пособие назначено 91,3 тыс. человек на сумму 22,2 млн.рублей; единовременное социальное пособие – 45,6 тыс. человек на сумму 4,8 млн.рублей; социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 131,3 тыс. человек на сумму 33,9 млн. рублей; продуктами питания обеспечено 28 тыс.детей на сумму 22,1 млн. рублей; социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставлено 14 тыс. человек, сумма – 4,9 млн. рублей.

С 1 июля 2017 г. социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации исключено из системы государственной адресной социальной помощи (Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2017г. № 211 «О совершенствовании порядка предоставления государственной адресной социальной помощи»).
...