Главная - Социальные нормативы. Индексация. Бронирование средств - О потребительских бюджетах

В международной практике система потребительских бюджетов позволяет давать дифференцированную оценку уровня жизни населения. Потребительские бюджеты являются эффективным аналитическим инструментом изучения системы распределенных отношений, уровня жизни, структуры общества по материальному достатку и дифференциации населения по уровню доходов населения.

Социальные нормативы – основной нормативный и аналитический инструмент обоснования и реализации мер социальной политики, обеспечивающих социальную защищенность граждан.

В республике в соответствии с законами от 9 января 1992 г. № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» и от 6 января 1999 г.№ 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» разработаны минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Сфера их применения – оценка материального положения различных групп населения, типов семей, оценка и прогнозирование уровня доходов граждан, обоснование размеров минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Соотношение покупательной способности среднедушевых денежных доходов в каждой группе позволяет оценить степень экономического неравенства населения.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума, который представляет собой необходимые для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания и непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы.

Бюджет прожиточного минимума в соответствии с законодательством применяется при определении размеров минимальных трудовых и социальных пенсий; надбавок, повышений к пенсиям и доплат людям старших возрастов; некоторых видов пособий и др. Он служит нормативом индексации доходов населения, выступает в качестве критерия нуждаемости при определении права граждан на государственную адресную социальную помощь в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Кроме того, бюджет прожиточного минимума применяется для исчисления других выплат и служит критерием оценки при определении права граждан на некоторые виды социальной поддержки.

В отличие от бюджета прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Данный социальный норматив представляет собой бюджет простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека.

Минимальный потребительский бюджет как социальный норматив более высокого порядка (по сравнению с бюджетом прожиточного минимума) является одним из ориентиров социально-экономического развития страны. Он применяется для ежегодного определения размера месячной минимальной заработной платы. Совет Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, обеспечивая ежегодное сближение их размеров. Минимальный потребительский бюджет применяется при выработке мер социальной защиты тех граждан, которые не относятся к категории малообеспеченных, но по уровню своих доходов нуждаются в определенной государственной поддержке, например, в качестве критерия, дающего право на получение одноразовых субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию, приобретение) жилья.


Потребительские бюджеты, как и все социальные нормативы, не являются чем-то постоянным, они должны постоянно ориентироваться на обновление и развитие общества. Их состав и структура в соответствии с законодательством пересматривается не реже одного раза в пять лет, а стоимостная величина – ежеквартально.

В 2014 году изменены подходы к определению прожиточного минимума. Принят Закон Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума», а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. № 865 «Об утверждении прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения». Подробнее ССЫЛКА.


Последние новости
27.06.2017
24 июня 2017 г. опубликован Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании», которым определены направления дальнейшего развития системы социального обслуживания (принят Палатой представителей 17 мая 2017 года, одобрен Советом Республики 31 мая 2017 года).

Законом введена новая форма социального обслуживания – социальное обслуживание в замещающей семье.

Такая социальная технология уже существует на практике и заключается в оказании социальных услуг нетрудоспособному человеку физическим лицом либо семьей в условиях их совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом лицо, взявшее на себя обязательства по уходу, не является близким родственником обслуживаемому человеку, отношения между ними не затрагивают имущественные вопросы.
...
26.06.2017