Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях на производстве, происшедших при эксплуатации гидроманипуляторов

Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о несчастных случаях на производстве, происшедших при эксплуатации гидроманипуляторов

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности труда в организациях республики нередки стали случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями при выполнении погрузо-разгрузочных работ с использованием гидроманипуляторов. При этом следует отметить, что число таких происшествий не уменьшается.

Справочно: гидроманипулятор – это устройство, предназначенное для поднятия и перемещения каких-либо грузов в пространстве, смонтированное на различные мобильных площадках, в том числе автотракторных шасси.

Так, в 2010 году зарегистрировано 2 несчастных случая со смертельным и 2 - с тяжелым исходом, происшедших при эксплуатации гидроманипуляторов смонтированных на автомобильном шасси. За первое полугодие текущего года травмы с тяжелым исходом получили 2 работника.

Анализ результатов специальных расследований несчастных случаев показывает, что в организациях эксплуатирующих гидроманипуляторы, требования безопасности зачастую игнорируются как со стороны нанимателей, так и со стороны работников.

Имели место случаи, когда должностными лицами и работниками кроме нарушений установленных правил и норм охраны труда, не соблюдались требования трудовой и производственной дисциплины.

Так, 11 февраля 2010 года при выезде из производственного здания на автомобиле КрАЗ, не приведенная в транспортное положение стрела гидроманипулятора зацепилась за железобетонную плиту, смонтированную над дверным проемом, которая в последующем упала на кабину автомобиля. Находившийся в кабине водитель автомобиля ОДО «Белавтозапчасть» Жодинского района Минской области был смертельно травмирован.

Одной из причин несчастного случая явилось нарушение потерпевшим требований трудовой дисциплины и инструкций по охране труда. Кроме того, со стороны должностных лиц организации не обеспечивался контроль за соблюдением работником установленных локальными нормативными правовыми актами требованиями по обеспечению безопасности труда.

3 сентября 2010 года на территории лесопильного цеха № 1 производственной базы СООО «Скайфорест» Горецкого района Могилевской области при эксплуатации гидроманипулятора смонтированного на базе автомобиля «Скания R142Н» произошел отказ его электрической цепи. В результате произошедшей неисправности стрела гидроманипулятора осталась находиться в поднятом положении. При этом водитель автомобиля и должностные лица организации, не предприняли мер по исключению доступа работников к неисправной машине и оставили ее без присмотра. В тоже время станочник и подсобный рабочий СООО «Скайфорест», находясь в непосредственной близости от штабеля лесоматериала, возле которого находился гидроманипулятор, накатывали бревна на цепной транспортер. В момент подачи очередного бревна стрела гидроманипулятора самопроизвольно (под действием собственного веса) пришла в движение и опустилась. В результате ее опускания станочник СООО «Скайфорест» получил тяжелые травмы туловища.

Проведенным специальным расследованием установлено, что к управлению лесовозным автомобилем, оборудованным гидроманипулятором был допущен водитель, не имеющий соответствующей квалификации. Указанный автомобиль эксплуатировался не прошедшим государственного технического осмотра.

Кроме того, причинами несчастного случая явились: допуск к выполнению работ в опасной зоне работника, не прошедшего обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по совмещаемой профессии, а также отсутствие должного контроля по обеспечению работающим здоровых и безопасных условий труда.

5 октября 2010 года водитель автомобиля ГЛХУ «Логойский лесхоз» Логойского района Минской области находясь на штабеле лесоматериала загруженного в кузов автомобиля (на высоте 3 м.) производил ремонт стрелы гидроманипулятора, предварительно не опустив ее на землю. В результате падения водитель автомобиля был тяжело травмирован.

Причиной несчастного случая явилось нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда для водителей транспортных средств, оборудованных гидроманипуляторами.

3 июля 2010 года, при выполнении работ по погрузке сортимента штабеля лесоматериала, произошел излом и падение стрелы гидроманипулятора с последующим тяжелым травмирование водителя автомобиля ОАО «Витебскдрев».

Аналогичные несчастные случаи травмирования работников связанные с изломом и падением стрелы гидроманипулятора, произошли 24 февраля 2011 г. с водителем на вывозке леса ГЛХУ «Бобруйский лесхоз» Могилевского ГПЛХО и 1 июня 2011 г. с водителем автомобиля ГЛХУ «Узденский лесхоз» Минского ПЛХО (в настоящее время проводится специальное расследование).

Таким образом, исходя из проведенного мониторинга причин несчастных случаев, необходимо отметить, что в целях недопущении подобных несчастных случаев нанимателям и работодателями, эксплуатирующим гидроманипуляторы, необходимо обеспечить безусловное выполнение требований к эксплуатации и ремонту гидроманипуляторов, их узлов и механизмов, включая грузозахватные органы, установленные Межотраслевыми правилами по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и лесном хозяйстве, утвержденные постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 211/39, другими нормативными правовыми актами, руководствами по эксплуатации заводов-изготовителей.

В целях обеспечения безопасности при эксплуатации гидроманипуляторов и недопущения случаев производственного травматизма при их эксплуатации Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным потребовать от нанимателей и работодателей, владельцев подъемно-транспортного оборудования и производителей погрузочно-разгрузочных работ:

к управлению механическими транспортными средствами, в том числе агрегатируемых с прицепными транспортными средствами, осуществляющими погрузочно-разгрузочные работы с помощью гидроманипуляторов допускать водителей имеющих, кроме водительского удостоверения, удостоверение на право управления гидроманипулятором, выданное в установленном порядке;

производить погрузочно-разгрузочные работы в соответствии с технологическими картами, с которыми должны быть ознакомлены, под роспись все работники, допущенные к выполнению работ;

обеспечить содержание грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений в исправном состоянии;

провести исследование сварных швов конструкции стрелы на предмет возможного наличия внутренних трещин, изломов и др. дефектов;

осуществлять контроль технического состояния грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений путем проведения технических освидетельствований в установленные сроки, а также техосмотра перед выпуском на линию и перед началом работы по соответствующим разработанным инструкциям с оформлением результатов контроля в паспортах грузоподъемных машин, специальных журналах, путевых листах. При обнаружении в процессе контроля или эксплуатации несоответствия машин и приспособлений требованиям технических нормативных правовых актов не допускать их эксплуатацию до устранения недостатков;

установить порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта гидроманипуляторов и грузозахватных приспособлений;

ужесточить спрос за соблюдением работниками требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих выданные им средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда.

Последние новости
23.02.2017
С какими проблемами идут на приёмы по Декрету №3 белорусы и как им помогают?Продолжаем тему, которая сегодня волнует многих белорусов. И, прежде всего, тех, кто получил извещения о необходимости уплатить сбор по Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Обращений от граждан оказалось немало. А потому, чтобы разобраться в ситуациях, организовали выездные приёмы граждан. Их, напомним, проводит Администрация Президента, а также депутаты. Обратиться можно и в комиссии при исполкомах. Даже несмотря на то, что срок уплаты уже истёк. Так что же считать тяжёлой жизненной ситуацией? И можно ли в будущем составить перечень подобных? Ответы, в том числе на эти вопросы, сегодня искали корреспонденты ОНТ.

Жизненная ситуация Андрея Аврамцева – из тех, о которых не хочется рассказывать всем. Особенно, если ты молодой крепкий парень, только вот диагноз (поставленный ещё в 12 лет – эпилепсия) не даёт даже строить планы на ближайшие сутки. Головные боли до обмороков, постоянная реабилитация. Однако парню удалось закончить колледж, но вот работу найти так и не смог.

Андрей Аврамцев, житель г.Гомеля: «Я на бирже даже стоял, меня отправляли на химзавод – там увидели мой диагноз и сказали «нет», сказали, что я не подхожу, на мясокомбинате тоже посмотрели, сказали «вы не подходите», поэтому я не знаю даже, куда мне устроиться. Я, конечно, хочу работать».
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...