Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о предупреждении несчастных случаев на производстве при проведении уборочных работ в 2013 году

Работы по уборке зерновых культур в организациях агропромышленного комплекса (далее – организации АПК), являются одними из самых ответственных и напряженных в производственном календаре тружеников села. Их организация и проведение требуют от нанимателей принятия взвешенных управленческих решений, концентрации технических и людских ресурсов (как своих, так и привлеченных), направленных на получение максимального результата по производству сельскохозяйственной продукции.

На всех этапах уборочных работ (от зерноуборочного комбайна в поле до зерносклада) требуется обеспечивать безопасность их производства путем соблюдения установленных для должностных лиц и работников требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.

Однако, как показывает практика, невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда; нарушения требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования; недостатки в обучении и инструктировании по охране труда; несоблюдение требований трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда зачастую являются основными причинами происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

В 2012 году в результате несчастных случаев на производстве при выполнении уборочных работ три работника погибли и два – получили травмы с тяжелым исходом.

Так, 2 августа 2012 г. произошел несчастный случай со смертельным исходом с водителем автомобиля МАЗ 55142 унитарного сельскохозяйственного предприятия «Совхоз «Вердомичи» Свислочского района Гродненской области.

Около 21 часа указанного дня потерпевший был смертельно травмирован движущимся задним ходом на эстакаду другим автомобилем ГАЗ - САЗ 3507 на территории, прилегающей к бункерному зерноскладу.

Согласно заключениям проведенных судебно-технических экспертиз и выводов правоохранительных органов водитель автомобиля МАЗ в нарушение требований Правил дорожного движения, покинув кабину, вышел на проезжую часть дороги, не убедившись в отсутствии приближающегося транспортного средства.

В результате падения 5 августа 2012 г. с лестницы для обслуживания бункеров-накопителей сушилки RGW–400 травмы, несовместимые с жизнью, получил оператор сушильных установок сельскохозяйственного унитарного предприятия «Волпа» Волковысского района Гродненской области. В момент получения травмы потерпевший находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (концентрация этанола в крови составила 3,0 промилле).

Согласно установленным следственным путем обстоятельствам в этот день около 20 часов находившийся в состоянии сильной степени алкогольного опьянения оператор сушильных установок был вызван из дома, доставлен к месту производства работ инженером-электриком. Кроме того, к работе он был допущен заведующей зерноскладом без применения выданной ему специальной обуви (был обут в домашние «шлепанцы»).

Несчастный случай со смертельным исходом, обусловленный неосторожными действиями инженера-электрика, произошел 15 августа 2012 г. в промежуточной секции сушильной шахты сушилки СЗШМ–30 сельскохозяйственного филиала ОАО «Ляховичский райагросервис».

Вышеуказанный специалист, перемещаясь внутри конструкции шахты сушилки, упал с высоты 7,8 метра в подводящий воздуховод, получив при этом черепно-мозговую травму, повлекшую его смерть.

24 июля 2012 г. произошел несчастный случай с тяжелым исходом с 19-летним оператором зерносушильного комплекса ОАО «Душево» Копыльского района Минской области.

Во время передвижения по платформе автомобильного разгрузчика зерна он поскользнулся (был обут в сланцы) и упал с высоты 1,7 метра на землю, получив при этом травму позвоночника.

При проведении инструктажа по охране труда потерпевшему не указывался безопасный способ передвижения к завальной яме зерносушильного комплекса через автомобильный разгрузчик. К работе он был допущен без обеспечения специальной обувью.

Особое внимание следует обратить на повторяемость несчастных случаев, происшедших с работниками, допущенными к управлению и обслуживанию зерноуборочных машин и не имеющими соответствующей квалификации.

Так, 27 июля 2012 г. во время устранения в полевых условиях неисправности режущего аппарата жатки зерноуборочного комбайна КЗС-10К травматическую ампутацию трех пальцев правой кисти получил 18–летний тракторист-машинист СПК «Светлый путь» Чаусского района Могилевской области.

В нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда и эксплуатационной документации к работе на зерноуборочном комбайне потерпевший был допущен главным инженером хозяйства без соответствующей квалификации по профессии (не имеющий удостоверения на право управления зерноуборочными комбайнами категории «D»).

В целях выполнения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», профилактики нарушений требований охраны труда и недопущения травматизма работников при проведении уборочных работ Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным рекомендовать Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Комитетам и управлениям по сельскому хозяйству и продовольствию обл-райисполкомов потребовать от руководителей подчиненных и расположенных на подведомственной им территории организаций:

довести информацию об имевших место несчастных случаях, происшедших при проведении уборочных работ, до сведения привлекаемых к ним работников;

провести внеплановые инструктажи по охране труда с работниками, привлекаемыми к работам по уборке зерновых, в том числе и сторонних организаций;

в целях исключения случаев травмирования работников обеспечить безусловное соблюдение требований Правил по охране труда при производстве и послеуборочной обработке продукции растениеводства, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 15 апреля 2008 г. № 36;

назначить должностных лиц, ответственных за соблюдение действующих норм и правил по санитарно-гигиеническим и безопасным условиям труда на рабочих местах;

заключить хозяйственные договоры с учащимися, студентами и другими лицами, привлекаемыми к уборочным работам, в которых определить виды сельскохозяйственных работ, условия размещения, быта, питания, оплаты и охраны труда;

категорически запретить привлекать несовершеннолетних к работе на зерноуборочных комбайнах, механизированным работам на зернотоках и в ночное время;

оборудовать и обозначать специальные места для кратковременного отдыха и приема пищи работников в полевых условиях;

к работе на зерноуборочной технике допускать работников соответствующей квалификации;

запретить нахождение второго работника на зерноуборочном комбайне во время его движения;

обеспечить работников, занятых на производстве уборочных работ, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, исправным инструментом и инвентарем;

организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских освидетельствований водителей и механизаторов;

исключить случаи допуска к эксплуатации тракторов, зерноуборочных комбайнов, сельскохозяйственных машин и агрегатов, не отвечающие требованиям безопасности, не прошедших технических осмотров в Гостехнадзоре;

повсеместно провести комиссионный осмотр и приемку в эксплуатацию зерноуборочной и зерноочистительной техники с составлением актов их технического состояния. Укомплектовать зерноуборочные комбайны и зерносушильные комплексы первичными средствами пожаротушения, емкостями для воды, медицинскими аптечками и исправным набором инструментов;

перевозить работников к месту работы и обратно только на автобусах или специально оборудованных автомобилях;

составить и утвердить маршруты движения техники с одного участка производства на другой, организовать контроль за ее использованием по назначению и хранением в специально отведенных местах;

провести внеочередные осмотры состояния производственных зданий и сооружений КЗС, складов для хранения зерна и других сооружений;

обеспечить ограждение завальных и смотровых ям, бункеров-накопителей и т.д. Завальные ямы и бункера-накопители оборудовать предохранительными решетками или крышками, запирающимися на замок;

обеспечить контроль за соблюдением работниками требований правил внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и других нормативных правовых актов. Не допускать и отстранять от работы работников, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также не обеспеченных и не применяющих средств индивидуальной защиты.
Последние новости
23.02.2017
С какими проблемами идут на приёмы по Декрету №3 белорусы и как им помогают?Продолжаем тему, которая сегодня волнует многих белорусов. И, прежде всего, тех, кто получил извещения о необходимости уплатить сбор по Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Обращений от граждан оказалось немало. А потому, чтобы разобраться в ситуациях, организовали выездные приёмы граждан. Их, напомним, проводит Администрация Президента, а также депутаты. Обратиться можно и в комиссии при исполкомах. Даже несмотря на то, что срок уплаты уже истёк. Так что же считать тяжёлой жизненной ситуацией? И можно ли в будущем составить перечень подобных? Ответы, в том числе на эти вопросы, сегодня искали корреспонденты ОНТ.

Жизненная ситуация Андрея Аврамцева – из тех, о которых не хочется рассказывать всем. Особенно, если ты молодой крепкий парень, только вот диагноз (поставленный ещё в 12 лет – эпилепсия) не даёт даже строить планы на ближайшие сутки. Головные боли до обмороков, постоянная реабилитация. Однако парню удалось закончить колледж, но вот работу найти так и не смог.

Андрей Аврамцев, житель г.Гомеля: «Я на бирже даже стоял, меня отправляли на химзавод – там увидели мой диагноз и сказали «нет», сказали, что я не подхожу, на мясокомбинате тоже посмотрели, сказали «вы не подходите», поэтому я не знаю даже, куда мне устроиться. Я, конечно, хочу работать».
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...