Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях на производстве, происшедших при ремонте и обслуживании транспортных средств



ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях на производстве, происшедших при ремонте и обслуживании транспортных средств

Информационное письмо

 

 

О несчастных случаях на производстве, происшедших при ремонте и обслуживании транспортных средств

 

По данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за прошедший 2010 год в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых, четверо работников погибли.

Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что наиболее распространенными их причинами явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда – 29 процентов от общего количества причин (по несчастным случаям со смертельным исходом этот показатель составил 50 процентов) и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 22 процента. Значительный удельный вес в структуре причин происшедших несчастных случаев также составили: нарушения требований безопасности другими работниками (9 процентов), недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по вопросам охраны труда (7 процентов), алкогольное опьянение потерпевших (7 процентов). Почти в 60 процентах случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

Основными видами происшествий, приведших к несчастным случаям на производстве при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, явились: воздействие на работников движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей (83 процента случаев) и падение, обрушение конструкций оборудования (10 процентов).

Обращает на себя внимание и тот факт, что зачастую обстоятельства, приведшие к травмированию работников, имели схожий характер.

Так, несмотря на то, что Департаментом государственной инспекции труда неоднократно направлялись информационные письма в республиканские органы государственного управления, иные  государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы с предложениями о принятии необходимых мер по недопущению нарушений требований безопасности при производстве шиномонтажных работ, отдельными нанимателями данные предложения проигнорированы. Как результат – несчастные случаи при производстве шиномонтажных работ в 2010 году составили 23 процента от общего количества несчастных случаев, происшедших при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств                        (7 случаев), и явились наиболее распространенными.

В результате нарушений технологии производства шиномонтажных работ были травмированы:

заведующий ремонтно-механической мастерской РСУП «Племзавод «Кореличи» Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (от полученных травм потерпевший скончался);

два слесаря по ремонту автомобилей РУП «Борисовский завод медицинских препаратов» концерна «Белбиофарм»;

дорожный рабочий ОАО «Клецкий райагросервис» управления сельского хозяйства и продовольствия Клецкого райисполкома;

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства КУСП «Экспериментальная база «Спартак» управления сельского хозяйства и продовольствия Шкловского райисполкома;

монтировщик шин и шиннопневматических муфт ОАО «Нефтезаводмонтаж» Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Неиспользование специальных упоров, подставок (козелков) при ремонте транспортных средств привело к 6 несчастным случаям с тяжелыми последствиями (два человека погибло), что составило                   20 процентов от общего количества травмированных при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Так, при проведении работ по замене уплотнительного кольца гидрораспределителя под поднятым ковшом погрузчика без установки упора на гидроцилиндр стрелы (установки стрелы погрузочного оборудования на транспортный упор) в результате снижения давления и опускания стрелы был зажат и смертельно травмирован водитель погрузчика ДЭП Лидского городского УП ЖКХ управления жилищно-коммунального хозяйства Гродненского облисполкома. Аналогичные обстоятельства привели к тяжелой травме работника филиала               «ДЭУ № 10» РУП «Минскавтодор-Центр» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Падение транспортных средств, вывешенных на случайных подставках, привело к тяжелым травмам работников СПК «Новоселки-Лучай»,  КСУП «им. Володарского», УП «Столбцовское объединение коммунальных служб». Использование в качестве подставки под вывешенный автомобиль только одного домкрата, без установки специальной подставки (козелка), явилось причиной гибели водителя ЧТЭУП «ТрансТат».

Следует также отметить, что зачастую работниками и должностными лицами организаций игнорируется и такое, казалось бы, всем понятное требование безопасности, как использование средств защиты глаз при работе с ударными инструментами. Вместе с тем, нарушение указанных требований безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств привело в 2010 году к травмированию 4 работников (13 процентов от общего количества травмированных). При этом в трех из четырех случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

Так, в результате необеспечения работников или неиспользования ими средств защиты глаз травмы получили:

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ОАО «Кленовичи» Крупского района Минской области;

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Круглянского УКП «Жилкомхоз» Могилевской области;

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства филиала «ММК-Агро» КУП «Минский мясокомбинат» ГПО «Минскгорпищепром»;

водитель автомобиля РУПП «Гранит».

Приведенный анализ несчастных случаев на производстве свидетельствует о том, что в организациях республики не принимается должных мер по обеспечению безусловного выполнения требований безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Допускаются случаи халатного отношения к организации и производству указанных работ, как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих работников. Особенно остро, как видно из вышеизложенного, эта проблема стоит в сельском хозяйстве. В 40 процентах несчастных случаев происшедших при выполнении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств были травмированы работники сельскохозяйственных организаций.

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1.           Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.

2.           Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):

2.1  Обеспечить выполнение шиномонтажных работ в соответствии с  требованиями Правил эксплуатации автомобильных шин, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.12.2000 № 52.

2.2  Запретить:

-             демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;

-             снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;

-             исправление положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;

-             демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;

-             применение кувалд и подобных предметов при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес;

-             замену золотников различного рода заглушками.

2.3 Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия  Республики Беларусь от 25.02.2008 № 14, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165.

2.4  Запретить:

-             выполнение каких-либо работ на транспортном средстве, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;

-             подкладывать под вывешенное транспортное средство, прицеп, полуприцеп вместо козелков случайные предметы;

-             снимать и ставить рессоры на транспортных средствах (прицепах) всех конструкций и типов без надежных подставок;

-             проводить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

-             поднимать или вывешивать транспортное средство за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма.

2.5 Обеспечить проведение внеочередной проверки знаний и внепланового инструктажа с работниками и должностными лицами организации нарушающими требования безопасности труда при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

2.6  Ужесточить контроль за обеспечением и использованием работниками в процессе трудовой деятельности средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, а также за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».


Последние новости
22.09.2016
В рамках инициированного Белорусским союзом женщин благотворительного движение «С любовью к Беларуси», Российский спонсор, руководитель группы компаний «Сансити» Власюк Николай Николаевич, безвозмездно передал Белорусскому союзу женщин 6 автомобилей ГАЗ 3221 2016 года выпуска на сумму 125 тыс. долларов.

Церемония передачи автомобилей состоялась 21 сентября в Москве в Посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации.

В торжественной церемонии приняли участие Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский союз женщин» Марианна Щёткина, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петришенко, руководитель группы компаний «Сансити» Николай Власюк, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Иван Бамбиза, мэр Можайска Василий Овчинников, Герой России Евгений Черняев, Народный артист России Юрий Антонов.
...