Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях на производстве, происшедших при ремонте и обслуживании транспортных средств



Информационное письмо

 

 

О несчастных случаях на производстве, происшедших при ремонте и обслуживании транспортных средств

 

По данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за прошедший 2010 год в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых, четверо работников погибли.

Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что наиболее распространенными их причинами явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда – 29 процентов от общего количества причин (по несчастным случаям со смертельным исходом этот показатель составил 50 процентов) и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 22 процента. Значительный удельный вес в структуре причин происшедших несчастных случаев также составили: нарушения требований безопасности другими работниками (9 процентов), недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по вопросам охраны труда (7 процентов), алкогольное опьянение потерпевших (7 процентов). Почти в 60 процентах случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

Основными видами происшествий, приведших к несчастным случаям на производстве при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, явились: воздействие на работников движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей (83 процента случаев) и падение, обрушение конструкций оборудования (10 процентов).

Обращает на себя внимание и тот факт, что зачастую обстоятельства, приведшие к травмированию работников, имели схожий характер.

Так, несмотря на то, что Департаментом государственной инспекции труда неоднократно направлялись информационные письма в республиканские органы государственного управления, иные  государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы с предложениями о принятии необходимых мер по недопущению нарушений требований безопасности при производстве шиномонтажных работ, отдельными нанимателями данные предложения проигнорированы. Как результат – несчастные случаи при производстве шиномонтажных работ в 2010 году составили 23 процента от общего количества несчастных случаев, происшедших при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств                        (7 случаев), и явились наиболее распространенными.

В результате нарушений технологии производства шиномонтажных работ были травмированы:

заведующий ремонтно-механической мастерской РСУП «Племзавод «Кореличи» Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (от полученных травм потерпевший скончался);

два слесаря по ремонту автомобилей РУП «Борисовский завод медицинских препаратов» концерна «Белбиофарм»;

дорожный рабочий ОАО «Клецкий райагросервис» управления сельского хозяйства и продовольствия Клецкого райисполкома;

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства КУСП «Экспериментальная база «Спартак» управления сельского хозяйства и продовольствия Шкловского райисполкома;

монтировщик шин и шиннопневматических муфт ОАО «Нефтезаводмонтаж» Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Неиспользование специальных упоров, подставок (козелков) при ремонте транспортных средств привело к 6 несчастным случаям с тяжелыми последствиями (два человека погибло), что составило                   20 процентов от общего количества травмированных при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Так, при проведении работ по замене уплотнительного кольца гидрораспределителя под поднятым ковшом погрузчика без установки упора на гидроцилиндр стрелы (установки стрелы погрузочного оборудования на транспортный упор) в результате снижения давления и опускания стрелы был зажат и смертельно травмирован водитель погрузчика ДЭП Лидского городского УП ЖКХ управления жилищно-коммунального хозяйства Гродненского облисполкома. Аналогичные обстоятельства привели к тяжелой травме работника филиала               «ДЭУ № 10» РУП «Минскавтодор-Центр» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Падение транспортных средств, вывешенных на случайных подставках, привело к тяжелым травмам работников СПК «Новоселки-Лучай»,  КСУП «им. Володарского», УП «Столбцовское объединение коммунальных служб». Использование в качестве подставки под вывешенный автомобиль только одного домкрата, без установки специальной подставки (козелка), явилось причиной гибели водителя ЧТЭУП «ТрансТат».

Следует также отметить, что зачастую работниками и должностными лицами организаций игнорируется и такое, казалось бы, всем понятное требование безопасности, как использование средств защиты глаз при работе с ударными инструментами. Вместе с тем, нарушение указанных требований безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств привело в 2010 году к травмированию 4 работников (13 процентов от общего количества травмированных). При этом в трех из четырех случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

Так, в результате необеспечения работников или неиспользования ими средств защиты глаз травмы получили:

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ОАО «Кленовичи» Крупского района Минской области;

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Круглянского УКП «Жилкомхоз» Могилевской области;

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства филиала «ММК-Агро» КУП «Минский мясокомбинат» ГПО «Минскгорпищепром»;

водитель автомобиля РУПП «Гранит».

Приведенный анализ несчастных случаев на производстве свидетельствует о том, что в организациях республики не принимается должных мер по обеспечению безусловного выполнения требований безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Допускаются случаи халатного отношения к организации и производству указанных работ, как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих работников. Особенно остро, как видно из вышеизложенного, эта проблема стоит в сельском хозяйстве. В 40 процентах несчастных случаев происшедших при выполнении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств были травмированы работники сельскохозяйственных организаций.

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1.           Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.

2.           Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):

2.1  Обеспечить выполнение шиномонтажных работ в соответствии с  требованиями Правил эксплуатации автомобильных шин, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.12.2000 № 52.

2.2  Запретить:

-             демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;

-             снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;

-             исправление положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;

-             демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;

-             применение кувалд и подобных предметов при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес;

-             замену золотников различного рода заглушками.

2.3 Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия  Республики Беларусь от 25.02.2008 № 14, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165.

2.4  Запретить:

-             выполнение каких-либо работ на транспортном средстве, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;

-             подкладывать под вывешенное транспортное средство, прицеп, полуприцеп вместо козелков случайные предметы;

-             снимать и ставить рессоры на транспортных средствах (прицепах) всех конструкций и типов без надежных подставок;

-             проводить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

-             поднимать или вывешивать транспортное средство за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма.

2.5 Обеспечить проведение внеочередной проверки знаний и внепланового инструктажа с работниками и должностными лицами организации нарушающими требования безопасности труда при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

2.6  Ужесточить контроль за обеспечением и использованием работниками в процессе трудовой деятельности средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, а также за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».


Последние новости
29.11.2016
28 ноября 2016 г. в ходе визита Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Азербайджанскую Республику подписано Соглашение о применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики (далее – Административное соглашение).

Административное соглашение разработано во исполнение статей 12 и 13 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года (далее - Основное Соглашение). Основное Соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и граждан Азербайджанской Республики, проживающих на территории указанных государств. Согласно статье 8 Основного Соглашения каждое государство назначает (исчисляет) трудовую пенсию в соответствии со свои законодательством за стаж работы (страховой стаж) после 31 декабря 1991 г., приобретенный на его территории, и выплачивает ее по месту жительства гражданина. За периоды стажа работы (страхового стажа) по 31 декабря 1991 г., приобретенного на территории государств бывшего СССР, трудовую пенсию назначает (исчисляет) и выплачивает государство, на территории которой проживает гражданин в момент обращения за пенсией.
...