Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях на производстве, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ



ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях на производстве, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  о несчастных случаях на производстве, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

Анализ проводимой в республике работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры по обеспечению требований безопасности, установленных законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда, а также по соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины.

Как свидетельствуют документы специальных расследований несчастных случаев одним из распространенных видов работ, при выполнении которых работники получили тяжелые и смертельные травмы, являются погрузочно-разгрузочные работы.

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) в 2010 году на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ произошло 28 несчастных случаев с тяжелым исходом и 15 - со  смертельным (за истекший период 2011 года 16 и 3 соответственно).

Проведенный анализ документов специальных расследований несчастных случаев показывает, что для обеспечения безопасности труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ не всегда обеспечивается соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, установленных Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 173 (далее – Правила).

Основными видами происшествий, приведших к несчастным случаям на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, явились: воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов (50 процентов от общего числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями); падение потерпевшего с высоты (23 процента); падение, обрушение конструкций зданий и сооружений, материалов (18 процентов).

Следует обратить внимание на повторяемость из года в год причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Нередко травмирование работников происходило при схожих обстоятельствах. Так, в результате наезда погрузчика были тяжело травмированы:

3 февраля 2010 года - начальник смены окрасочного цеха РУП «Гомельский завод литья и нормалей» ПО «Гомсельмаш»;

19 марта 2010 года - кладовщик ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Витебской области;

16 апреля 2010 года - уборщик служебных помещений ООО «Евроторг» г.Минск;

26 мая 2010 года - водитель ОАО «Торговый дом «Гомельский» управления торговли и услуг Гомельского горисполкома;

30 июля 2010 года - водитель грузового автомобиля цеха транспорта и переработки металлоотходов производственного РУП «Минский завод шестерен» (от полученных травм скончался);

19 ноября 2010 года - начальник цеха ОАО «Оршанский мясокомбинат» Витебской области;

20 декабря 2010 года - перезарядчик сборочных станков завода массовых шин ОАО «Белшина» Могилевской области;

25 декабря 2010 года - животновод ОАО «Осовец-агро» Минской области (от полученных травм скончался);

11 марта 2011 года - кладовщик ОАО «Лидское пиво» Гродненской области (в момент травмирования находилась в состоянии алкогольного опьянения).

Основные причины данных несчастных случаев - нарушение потерпевшими требований инструкций по охране труда, недостаточный контроль со стороны руководителей и специалистов за соблюдением работниками требований по охране труда.

Следует отметить, что значительная часть несчастных случаев при выполнении погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом происходит в результате неудовлетворительной эксплуатации транспортных средств и организации рабочих мест.

Так, 23 августа 2010 года тяжело травмирован водитель погрузчика управления механизации и спецработ № 154 ОАО «Мапид» государственного производственного объединения «Минскстрой».

После загрузки машины строительным мусором, не опустив ковш, потерпевший начал выполнять спуск в котлован задним ходом, и в результате наезда на откос котлована погрузчик фронтальный одноковшовый ТО-18а потерял устойчивость и опрокинулся.

Специальным расследованием установлено, что потерпевший в нарушение требований инструкции по охране труда осуществлял погрузку на погрузчике с неисправным рулевым управлением.

25 октября 2010 года смертельную травму получил водитель электропогрузчика ОАО «Фирма «Вейно» Могилевской области.

Несчастный случай произошел в результате опрокидывания вилочного автопогрузчика при погрузке пустых контейнеров для хранения овощной продукции в прицеп автомобиля МАЗ.

Причинами несчастного случая явились неудовлетворительная организация безопасной эксплуатации безрельсовых транспортных средств, выразившаяся в неназначении лиц, ответственных за выпуск на линию в исправном состоянии автопогрузчиков и электротранспорта, а также допуске водителя электропогрузчика без прохождения в установленном порядке подготовки по профессии.

1 марта 2010 года в результате опрокидывания с рампы электропогрузчика был выброшен из сиденья и смертельно травмирован ограждением безопасности кабины водитель ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Витебской области.

В ходе специального расследования установлено, что в месте возможного съезда колесного безрельсового транспорта с рампы отсутствовало предохранительное колесоотбойное устройство. В действиях потерпевшего усматривается грубая неосторожность, выразившаяся в неприменении при работе на электропогрузчике средств индивидуальной защиты – ремня безопасности.

18 июня 2011 года при разгрузке сенажа был придавлен погрузчиком к тракторному прицепу тракторист-машинист Чашникского КУСХП «Кащинское» Витебской области. От полученных травм потерпевший скончался.

Причиной несчастного случая явилось несоответствие требованиям безопасности технологического процесса. Следует отметить, что в момент травмирования потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения.

В соответствии с Правилами грузы на транспортных средствах должны быть установлены (уложены) и закреплены так, чтобы во время транспортирования не происходило их смещение и падение. Нарушение этого простого требования в 2010 году привело к 11 несчастным случаям с тяжелыми последствиями, в результате которых 5 человек погибли. В 2011 году трое потерпевших получили тяжелые травмы.

7 мая 2010 года при погрузке на платформу грузовой автомашины с использованием автомобильного погрузчика термопласт-автомата произошло его опрокидывание, в результате чего был смертельно травмирован водитель частного производственного унитарного предприятия «Мой продукт» г.Минска.

Специальным расследованием установлено, что не была обеспечена безопасность проведения погрузки термопласт-автомата в автомашину с использованием автопогрузчика, а также потерпевший был допущен к работе без прохождения в установленном порядке подготовки по профессии, инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда при выполнении работ с повышенной опасностью.

12 мая 2011 года при производстве работ по погрузке козловым краном пачек стыковых накладок на железнодорожную платформу произошло разрушение и рассыпание одной из пачек, в результате чего получил тяжелую травму правой ноги монтер пути УП «Путевая машинная станция № 78 Белорусской железной дороги» Витебской области.

Причинами несчастного случая определены: нарушение требований безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, выразившееся в несоблюдении технологической схемы (использование цепных строп вместо магнитной плиты), отсутствие контроля со стороны должностных лиц за проведением погрузочно-разгрузочных работ, а также самовольное выполнение потерпевшим работ по расстроповке груза.

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьей 55 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда.

Вместе с тем, разработанная нанимателем технологическая документация не всегда обеспечивает безопасность выполняемых работ.

Так, 24 апреля 2010 года при выгрузке минеральных удобрений с железнодорожного вагона-хоппера, расположенного на повышенном железнодорожном пути (эстакаде) в здании склада базы минеральных удобрений, были смертельно травмированы (засыпаны) два работника ОАО «Мстиславский райагропромтехснаб». При открывании разгрузочного люка с помощью лома грузчики были сбиты с лестницы потоком удобрений.

Непосредственной причиной группового несчастного случая явилось невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда,  выразившееся в разработке технологического процесса (технологической документации), не обеспечивающего безопасное производство работ по разгрузке железнодорожных вагонов-хопперов модели 19-9774 с повышенного пути; допуске потерпевших к выполнению работ без повторного инструктажа; неосуществлении руководителями и специалистами контроля за обеспечением здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте, качеством разработанной технологической документации.

5 марта 2011 года бригадир грузчиков ОАО «Молодечненский райагросервис» Минской области при разгрузке железнодорожного четырехосного вагона-минераловоза на высоком пути химбазы в момент раскрытия люков получил тяжелую травму руки, зажатую между одной из тяг механизма и стопором.

Специальным расследованием отмечены некачественная разработка инструкции по охране труда и несовершенство технологического процесса проведения погрузочно-разгрузочных работ. Также установлено, что рабочие места (площадки обслуживания эстакады высокого пути) содержались в неудовлетворительном состоянии, потерпевший был допущен к работе без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, не было назначено лицо, ответственное за организацию охраны труда.

Также не всегда работники ознакамливаются с технологическими картами перед началом выполнения работ.

Несчастный случай со смертельным исходом произошел 5 марта 2010 года с загрузчиком-выгрузчиком СЗАО «Бобруйский завод рапсового масла» при выгрузке семян рапса из вагона-хоппера на автомобиль МАЗ. По неустановленным причинам потерпевший оказался внутри вагона и был засыпан семенами рапса.

В ходе проведенного специального расследования была установлена неудовлетворительная организация выполнения работ, выразившаяся в не назначении из числа руководителей и специалистов лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, и не ознакомлении потерпевшего с технологической картой перед разгрузкой железнодорожного вагона.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что причинами несчастных случаев, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, явились многочисленные нарушения элементарных требований безопасности, нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, технологической документации, как со стороны потерпевших, так и со стороны должностных лиц. Не всегда осуществлялся контроль за соблюдением работниками безопасных методов и приемов работы.

В целях профилактики и недопущения в дальнейшем травматизма  работников при выполнении погрузочно-разгрузочных работ Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.

2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

обеспечить выполнение погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с  требованиями Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 173;

назначить из числа руководителей и специалистов лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (при производстве работ грузоподъемными машинами - лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами);

допускать к выполнению погрузочно-разгрузочных и складских работ лиц, прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

ужесточить контроль за соблюдением работниками принятой технологии переработки грузов, применением способов погрузки, разгрузки и складирования грузов, обеспечивающих безопасность труда;

запретить применение неисправных приспособлениий и инструмента, использование немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и тары;

оборудовать стационарные сооружения для погрузки и разгрузки автомобильного транспорта колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств, наезду их на работников;

не допускать нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов с подвижного состава при погрузке и разгрузке, перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

ввести в практику проведение внеочередной проверки знаний и внепланового инструктажа с должностными лицами и работниками организаций, допустившими нарушение требований безопасности труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

ужесточить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».


Последние новости
22.09.2016
В рамках инициированного Белорусским союзом женщин благотворительного движение «С любовью к Беларуси», Российский спонсор, руководитель группы компаний «Сансити» Власюк Николай Николаевич, безвозмездно передал Белорусскому союзу женщин 6 автомобилей ГАЗ 3221 2016 года выпуска на сумму 125 тыс. долларов.

Церемония передачи автомобилей состоялась 21 сентября в Москве в Посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации.

В торжественной церемонии приняли участие Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский союз женщин» Марианна Щёткина, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петришенко, руководитель группы компаний «Сансити» Николай Власюк, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Иван Бамбиза, мэр Можайска Василий Овчинников, Герой России Евгений Черняев, Народный артист России Юрий Антонов.
...