Главная - Условия и охрана труда - Рекомендации о порядке предоставления дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

О предоставлении дополнительного отпуска
за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

  

Статьей 157 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется на основании аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация).

Порядок, условия предоставления указанных дополнительных отпусков определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» (далее – постановление № 73).

В соответствии с постановлением № 73 продолжительность полагающегося работнику дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяется в зависимости от установленного по результатам аттестации класса (степени) вредности или опасности условий труда (согласно приложению 1 к названному постановлению).

В счет времени работы, дающей право на указанный дополнительный отпуск, засчитываются дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день.

В соответствии с пунктом 12 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. № 35, полный рабочий день - выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом в 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время.

Учет отработанного с вредными и (или) опасными условиями труда времени ведется нанимателем в соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительностью, указанной в приложении 1 к постановлению № 73, предоставляется работнику за полный рабочий год, проработанный с вредными и (или) опасными условиями труда (12 полных календарных месяцев с учетом продолжительности трудового отпуска, на который работник имеет право).

В рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается фактически отработанное время в условиях, подтвержденных результатами аттестации, и период нахождения в трудовом отпуске. Другие периоды, указанные в пунктах 1-4 части 2 статьи 164 Трудового кодекса, в рабочий год не включаются.

Если работник на дату ухода в отпуск отработал с вредными и (или) опасными условиями труда не полный рабочий год, то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется ему пропорционально отработанному времени.

 Продолжительность полагающегося работнику дополнительного отпуска пропорционально отработанному времени рассчитывается по нормам статьи 177 Трудового кодекса Республики Беларусь.

При расчете дополнительного отпуска учитываются дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, и непосредственно следующие за ними выходные, государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147 Трудового кодекса).

Например, работнику с 17.08.2009 предоставляется трудовой отпуск за рабочий год с 29.12.2008 по 28.12.2009. Условия труда работника по результатам аттестации соответствуют классу 3.1. По результатам аттестации рабочих мест он имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 4 календарных дня. Период временной нетрудоспособности с 29.12.2008 по 16.08.2009 (до момента ухода в отпуск) составил 20 календарных дней, период временного перевода в связи с производственной необходимостью (статья 33 Трудового кодекса) – 15 календарных дней.

Таким образом, 35 календарных дней будут исключаться из рабочего года для расчета дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

За период с 29.12.2008 по 16.08.2009 работник отработал 196 (231 – 35) календарных дней.

Расчет отработанных в рабочем году полных месяцев производится следующим образом:

196 : 29,7 (среднемесячное количество календарных дней)= 6,59, что составляет, с учетом округления, 7 полных месяцев.

Число дней дополнительного отпуска, приходящегося на 1 месяц (4:12), составит 0,33.

Число дней дополнительного отпуска составит 2 дня (0,33х7).

По решению нанимателя работникам, постоянно в течение рабочего года занятым в производствах, цехах, на участках с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск может быть предоставлен авансом полностью (продолжительностью, указанной в приложении 1 к постановлению № 73), если основной отпуск предоставляется авансом полностью.

В случае если сумма периодов, включаемых в рабочий год, за который дополнительный отпуск предоставлен авансом, окажется меньше 12 полных календарных месяцев, время работы, дающее право на дополнительный отпуск в следующем году, уменьшается на соответствующее количество календарных дней.

 

 

Последние новости
23.02.2017
С какими проблемами идут на приёмы по Декрету №3 белорусы и как им помогают?Продолжаем тему, которая сегодня волнует многих белорусов. И, прежде всего, тех, кто получил извещения о необходимости уплатить сбор по Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Обращений от граждан оказалось немало. А потому, чтобы разобраться в ситуациях, организовали выездные приёмы граждан. Их, напомним, проводит Администрация Президента, а также депутаты. Обратиться можно и в комиссии при исполкомах. Даже несмотря на то, что срок уплаты уже истёк. Так что же считать тяжёлой жизненной ситуацией? И можно ли в будущем составить перечень подобных? Ответы, в том числе на эти вопросы, сегодня искали корреспонденты ОНТ.

Жизненная ситуация Андрея Аврамцева – из тех, о которых не хочется рассказывать всем. Особенно, если ты молодой крепкий парень, только вот диагноз (поставленный ещё в 12 лет – эпилепсия) не даёт даже строить планы на ближайшие сутки. Головные боли до обмороков, постоянная реабилитация. Однако парню удалось закончить колледж, но вот работу найти так и не смог.

Андрей Аврамцев, житель г.Гомеля: «Я на бирже даже стоял, меня отправляли на химзавод – там увидели мой диагноз и сказали «нет», сказали, что я не подхожу, на мясокомбинате тоже посмотрели, сказали «вы не подходите», поэтому я не знаю даже, куда мне устроиться. Я, конечно, хочу работать».
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...