Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО об обеспечении безопасности при эксплуатации машин, механизмов и оборудования

Информационное письмо об обеспечении безопасности при эксплуатации машин, механизмов и оборудования

 

За 5 месяцев 2011 г. одним из наиболее часто повторяющихся видов происшествий, повлекших несчастные случаи с тяжелыми последствиями, является воздействие на потерпевших движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и тому подобное при эксплуатации машин, механизмов и оборудования. В текущем году в результате указанного происшествия произошло 85 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых 14 работников погибли.

В соответствии со статьей 28 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» производственное оборудование должно соответствовать требованиям по охране труда и использоваться по назначению. Части оборудования, представляющие опасность, должны быть окрашены в сигнальные цвета и обозначены знаками безопасности в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Работодатель обеспечивает проведение технического обслуживания и ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований оборудования в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

Требования безопасности должны предъявляться к машинам, механизмам и оборудованию в течение всего срока их службы.

С учетом характера производственной деятельности организации работодателем должен составляться и утверждаться перечень правил по охране труда, правил устройства и безопасной эксплуатации, правил технической эксплуатации, строительных норм и правил, типовых инструкций, систем стандартов безопасности труда, действие которых распространяется на производственную деятельность организации и которыми следует руководствоваться при эксплуатации машин, механизмов и оборудования, осуществлении технологических процессов.

Установлено, что среди производственного оборудования наиболее травмоопасными являются деревообрабатывающее, металлорежущее кузнечно-прессовое и подъемно-транспорное оборудование, автотранспортные средства, сельскохозяйственные машины и техника.

Нарушение требований правил и норм охраны труда, установленных нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, создает реальную угрозу травмирования работников.

Следует отметить, что значительная часть несчастных случаев происходит из-за отсутствия или ненадежности ограждений, блокировок и других предохранительных приспособлений.

Так, эксплуатация несоответствующего требованиям безопасности вертикально-сверлильного станка без блокировки, которая обеспечивает включение цикла обработки только после окончания закрепления детали, стала причиной происшедшего 24 января 2011 г. несчастного случая с тяжелым исходом со шлифовщиком РУПДП «Лепельский электромеханический завод».

Причиной травмы с тяжелым исходом 9 марта 2011 г. штамповщика ОАО «Лидсельмаш» явилась эксплуатация пресса, оборудованного педальной системой управления, без защитного устройства рабочей (опасной) зоны.

Эксплуатация деревообрабатывающего станка для поперечной распиловки без защитного кожуха, закрывающего зону резания, стала одной из причин происшедшего 9 марта 2011 г. несчастного случая с тяжелым исходом со станочником деревообрабатывающих станков ООО «Боголин» г. Бобруйска.

Отсутствие защитного устройства, исключающего в процессе работы станка соприкосновение человека с режущим инструментом, повлекло 17 марта 2011 г. травмирование с тяжелым исходом столяра-станочника деревообрабатывающих станков филиала «Гомельоблбытреклама» ОАО «Гомельоблсервис».

Следует отметить, что машины, механизмы и оборудование являются объектами повышенной опасности и требуют к себе особого внимания. Их эксплуатация требует осуществления специальных организационных и технических мероприятий.

Одной из распространенных причин допущенных несчастных случаев с тяжелыми последствиями явился допуск к эксплуатации технически неисправных тракторов, прицепов и сложной сельскохозяйственной техники, а также подъемно-транспортного оборудования и автотранспортных средств.

Так, допуск к участию в дорожном движении трактора, несоответствующего требованиям технических нормативных правовых актов, явился причиной смертельного травмирования 12 февраля 2011 г. тракториста-машиниста ОАО «Смолевичская бройлерная фабрика». В момент происшествия потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения (2,7 промилле).

При эксплуатации сельскохозяйственной машины с отсутствующим защитным ограждением карданного вала 23 апреля 2011 г. произошел несчастный случай с тяжелым исходом с трактористом-машинистом ОАО «Межаны» Браславского района.

Одной из причин несчастного случая с тяжелым исходом, происшедшего 8 февраля 2011 г. с водителем погрузчика КПУП «Обольский керамический завод», явилась эксплуатация грузоподъемной машины, не прошедшей государственного технического осмотра.

Допуск в эксплуатацию мостового крана, не зарегистрированного в органах Госпромнадзора, не прошедшего техническое освидетельствование, повлек за собой 4 мая 2011 г. травмирование с тяжелым исходом работника ООО «Лотос» Мозырского района.

Особую тревогу вызывает тот факт, что во время работы при эксплуатации машин, механизмов и оборудования 42,9 процента потерпевших, получивших травмы со смертельным исходом, и 11,3 процента - с тяжелым исходом, находились в состоянии алкогольного опьянения.

Так, 12 февраля 2011 г. был смертельно травмирован слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования ОАО «Лунинецлес» концерна «Беллесбумпром», производивший работы в состоянии тяжелой степени алкогольного опьянения (4,3 промилле). Смертельные травмы от воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей во время эксплуатации машин, механизмов и оборудования при нахождении в состоянии алкогольного опьянения получили также работники СМУ-1 КУП «Минскметрострой» (1,9 промилле), ОАО «Белслучь» (1,4 промилле), Молодечненское управление буровых работ ОАО «Белтрансгаз» (0,62 промилле).

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1. Довести настоящую информацию до сведения подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций для принятия эффективных мер реагирования.

2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

2.1. обеспечивать соблюдение требований безопасности, предъявляемых к машинам, механизмам и оборудованию, в течение всего срока их службы, в том числе:

применение и изготовление производственного оборудования, отвечающего требованиям по охране труда;

модернизацию эксплуатируемого производственного оборудования;

изъятие из эксплуатации производственного оборудования, не отвечающего требованиям по охране труда;

проведение технических осмотров, планово-предупредительных ремонтов, освидетельствований, испытаний и диагностики производственного оборудования;

2.2. оснастить эксплуатируемые машины, механизмы и оборудование защитными и блокировочными устройствами, исключающими:

опасное соприкосновение работающих с движущимися элементами оборудования и режущим инструментом;

вылет режущего инструмента, движущихся и обрабатываемых материалов в рабочую зону;

травмирование работающих при установке и смене режущих инструментов;

выход за установленные пределы подвижных частей оборудования (кареток, суппортов, столов, рамок и др.);

работу оборудования при отключенных или снятых защитных устройствах;

2.3. обеспечить проведение внеочередной проверки знаний и внепланового инструктажа с работниками и должностными лицами организаций, нарушающими требования безопасности труда при эксплуатации машин, механизмов и оборудования;

2.4. ужесточить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

 

 

Начальник управления

организации надзора и контроля                                                          С.В. Каминский

Последние новости
23.01.2018
Не остаться один на один с бедой в случае производственной травмы или профессионального заболевания работникам помогает обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Подробнее о том, как работает механизм социальной защиты, в интервью читателям журнала рассказывает начальник управления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белгосстраха Б. К. Бондарик.

Исчерпывающую информацию обо всем, что касается аттестации рабочих мест: как правильно организовать эту работу, оформить необходимые документы и избежать ошибок, которые продолжают совершать многие наниматели, – дает материал начальника управления государственной экспертизы условий труда и охраны труда комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома О.Н.Ковалёвой.
...
22.01.2018
В 2017 году получателями государственной адресной социальной помощи (ГАСП) стали 310,2 тыс. человек на сумму 87,9 млн. рублей.

Ежемесячное социальное пособие назначено 91,3 тыс. человек на сумму 22,2 млн.рублей; единовременное социальное пособие – 45,6 тыс. человек на сумму 4,8 млн.рублей; социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 131,3 тыс. человек на сумму 33,9 млн. рублей; продуктами питания обеспечено 28 тыс.детей на сумму 22,1 млн. рублей; социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставлено 14 тыс. человек, сумма – 4,9 млн. рублей.

С 1 июля 2017 г. социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации исключено из системы государственной адресной социальной помощи (Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2017г. № 211 «О совершенствовании порядка предоставления государственной адресной социальной помощи»).
...