Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях при транспортировке баллонов с горючими газами

Информационное письмо

 

 

О несчастных случаях при транспортировке баллонов с горючими газами

 

В последнее время в организациях республики зарегистрированы имевшие широкий общественный резонанс групповые несчастные случаи, обусловленные транспортировкой в кузовах автомобилей баллонов с горючими газами и одновременной перевозкой людей.

Так, 8 февраля 2009 г. при перевозке работников ОАО «Лидагазстрой» концерна «Белтопгаз» грузовым автомобилем типа «Фургон» ВМ-2001 (ГАЗ-66) произошла разгерметизация находившегося в нем 50-литрового баллона со сжиженным горючим газом. В результате воспламенения газовоздушной смеси от внешнего источника зажигания термические ожоги различной степени получили три человека.

Специальным расследованием данного группового несчастного случая было установлено, что газовый баллон не имел заглушки на боковом штуцере и защитного колпака, а транспортное средство не было оборудовано деревянными ложементами или другими средствами, обеспечивающими устойчивое положение баллонов в салоне автомобиля.

31 марта 2009 г. во время движения грузового автомобиля ГАЗ-5201, принадлежащего УП «Барановичское СПМК № 10», в кузове которого вместе с работникам данной организации перевозились баллоны с кислородом, пропаном и газом МАФ, из-за утечки горючего газа и последующего воспламенения газовоздушной смеси произошел объемный взрыв. В результате данного несчастного случая погибло два человека.

Согласно выводам заключения технической экспертизы, причиной образования взрывоопасной смеси в кузове автомобиля послужило наличие дефекта запорного устройства вентиля баллона с газом МАФ при отсутствии заглушки на боковом штуцере баллона и защитного колпака. Объемный взрыв, в результате которого произошло разрушение автомобиля, был вызван, в том числе, наличием в кузове-фургоне автомобиля баллона с кислородом.

18 января 2010 г. при перевозке работников ДСУ № 30 ОАО «Дорожно-строительный трест № 6» автобусом на базе автомобиля ГАЗ-66, из-за разгерметизации находившегося в нем баллона с пропаном произошло возгорание салона с последующим взрывом баллона. Источником воспламенения газовоздушной смеси явилась самодельная печка, служившая для обогрева салона автобуса (заводская система обогрева салона автобуса была демонтирована).

Специальным расследованием установлено, что баллон с пропаном был уложен на полу в салоне автобуса без использования специального контейнера или крепления баллона в вертикальном положении от возможного падения на расстоянии 1,5 м от источника тепла с открытым огнем (топки печки). Газовый баллон не имел заглушки на боковом штуцере и защитного колпака.

В результате данного несчастного случая ожоги различной степени получили три человека. Один из пострадавших от полученных травм скончался в больнице.

Анализ причин происшедших несчастных случаев указывает на допущенные со стороны должностных лиц и работников вышеуказанных организаций грубые нарушения Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.11.2004 № 38, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27.12.2005 № 56, а также других нормативных правовых актов (в том числе локальных нормативных правовых актов) по охране труда.

Так в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, запрещена перевозка людей, кроме членов экипажа транспортного средства. Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами должна производиться только при полной исправности баллонов и их арматуры, заглушек, а также при наличии на баллонах четких надписей определенной окраски, предохранительного колпака, знаков опасности.

В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, перевозка наполненных газами баллонов должна производиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении, обязательно с прокладками между баллонами. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону. Перевозка баллонов может осуществляться в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении, но обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения.

Совместная транспортировка кислородных баллонов с баллонами горючих газов как наполненных, так и пустых на всех видах транспорта запрещена.

Следует помнить, что баллоны с газом нельзя располагать на расстоянии менее 1 м от отопительных устройств и менее 5 м от источников тепла с открытым огнем.

Кроме того, в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, выпускать в рейс транспортные средства, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины не допускается.

Необходимо также отметить, что со стороны должностных лиц УП «Барановичское СПМК № 10» и ДСУ № 30 ОАО «Дорожно-строительный трест № 6», допустивших транспортировку баллонов совместно с перевозкой людей, не обеспечивался контроль за соблюдением работниками установленных в организациях требований трудовой и производственной  дисциплины. Потерпевшие от несчастных случаев, происшедших в указанных организациях, в момент травмирования находились в состоянии алкогольного опьянения.

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1.           Довести настоящую информацию до сведения подчиненных организаций и принять эффективные меры по недопущению подобных ситуаций.

2.           Потребовать от руководителей подчиненных организаций:

            разработать и утвердить в соответствии с установленными требованиями безопасности локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок эксплуатации, хранения и транспортировки баллонов;

            провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда с работниками, осуществляющими транспортировку баллонов с газом всеми видами транспорта;

            запретить перевозку людей транспортными средствами, используемыми для транспортировки опасных грузов;

            не допускать транспортировку баллонов с газом без их закрепления в транспортном средстве при помощи специальных средств или приспособлений, с отсутствующими заглушками на штуцерах и навернутыми предохранительными колпаками;

            не применять для отопления салонов транспортных средств не предусмотренные конструкцией транспортного средства, самодельные нагревательные устройства;

            ужесточить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Последние новости
23.02.2017
С какими проблемами идут на приёмы по Декрету №3 белорусы и как им помогают?Продолжаем тему, которая сегодня волнует многих белорусов. И, прежде всего, тех, кто получил извещения о необходимости уплатить сбор по Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Обращений от граждан оказалось немало. А потому, чтобы разобраться в ситуациях, организовали выездные приёмы граждан. Их, напомним, проводит Администрация Президента, а также депутаты. Обратиться можно и в комиссии при исполкомах. Даже несмотря на то, что срок уплаты уже истёк. Так что же считать тяжёлой жизненной ситуацией? И можно ли в будущем составить перечень подобных? Ответы, в том числе на эти вопросы, сегодня искали корреспонденты ОНТ.

Жизненная ситуация Андрея Аврамцева – из тех, о которых не хочется рассказывать всем. Особенно, если ты молодой крепкий парень, только вот диагноз (поставленный ещё в 12 лет – эпилепсия) не даёт даже строить планы на ближайшие сутки. Головные боли до обмороков, постоянная реабилитация. Однако парню удалось закончить колледж, но вот работу найти так и не смог.

Андрей Аврамцев, житель г.Гомеля: «Я на бирже даже стоял, меня отправляли на химзавод – там увидели мой диагноз и сказали «нет», сказали, что я не подхожу, на мясокомбинате тоже посмотрели, сказали «вы не подходите», поэтому я не знаю даже, куда мне устроиться. Я, конечно, хочу работать».
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...