Главная - Прямые линии - Не такие, как все



Не такие, как все

Не такие, как все.

«Народная газета»

Материалы «прямой линии» подготовила Ирина ДЕРГАЧ.

 

 

Определение «особенный ребенок» не должно быть диагнозом для семьи.

Более 122 тысяч белорусских детей -- примерно 6,8 процента от общего количества -- имеют особенности психофизического развития. Каждый из них имеет право жить в семье, посещать детский сад и учиться в ближайшей к собственному дому школе. Готово ли наше общество убрать барьеры на пути социализации «особенных» детей, а здоровые дети -- принятьне похожих на них сверстников? Остается ли у матерей тяжелых детей право на личную жизнь и профессиональную реализацию? Почему белорусские семьи покупают заграничные инвалидные коляски и самостоятельно мастерят приспособления, облегчающие их детям жизнь? На вопросы читателей «НГ» ответили начальник управления специального образования Министерства образования Антонина ЗМУШКО и консультант отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана БЕЛАШ.

Чтобы ступеньки не стали преградой

-- Александра, Минск. Сыну летом исполняется три года, у него ДЦП. С самообслуживанием у нас неплохо: кушает сам, просится в туалет, пытается ходить с поддержкой, стоять у опоры. Но из-за того, что мой ребенок не ходит, его отказываются брать в интегрированные группы детских садов: говорят, их помещения не оборудованы под неходячих детей.
Я готова находиться в саду вместе с сыном, помогать ему. Но в ЦКРОиР Фрунзенского района Минска сказали, что все равно раньше четырех лет ребенку направление в сад не дадут. Хотя специалисты его еще не видели, у нас комиссия назначена на 11 июня.

А.З.: Ограничений по возрасту для поступления в детские сады нет. Действующая инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания определяет возможность нахождения детей в таких группах до 3 лет, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, и от 3 до 7 лет, с учетом основных медицинских показаний и противопоказаний. Значит, вы имеете право на интегрированную форму дошкольного образования, если нет противопоказаний. Но в детском садике должны быть созданы соответствующие условия, в том числе безбарьерная среда, воспитатели должны быть подготовлены к приему вашего ребенка. В Минске есть такие дошкольные учреждения, к сожалению, немногочисленные: детский сад № 61 в Лошице, первые его выпускники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата учатся в начальной школе, специализированный садик № 65, детсад № 549 в Московском районе.
Конечно, дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата самая сложная для интеграции категория, в том плане, что создание безбарьерной среды требует самых больших материальных затрат. Мы ведем эту работу, хотя пока единичные дошкольные учреждения могут принимать таких детей, как ваш сын.

-- Как нам быть? Я вижу, что ребенок задыхается без общения с другими детьми, что ему необходимы занятия со специалистами…

-- Либо обращаться в садики, имеющие опыт интеграции таких детей, и это лучший вариант, либо настаивать, чтобы соответствующие условия были созданы в вашем дошкольном учреждении. Это отберет у вас много сил, но по закону вы имеете право на дошкольное учреждение для своего ребенка. Начинайте с управления образования вашего района: возможно, вам подскажут подходящий садик. Ведь, по большому счету, создать ребенку-колясочнику условия в детском саду намного проще, чем в школе: он большую часть дня будет проводить в одном помещении, его еще можно поднять вместе с коляской и перенести через порог…

-- Светлана из Минска беспокоит. Скажите, почему закрываются интегрированные группы в обычных детских садах? Еще в прошлом году в столичном учреждении № 510 было две группы, с текущего года одна, и та для "легких" детей". А мы подходили для второй группы! Почему у нас так мало садиков для детей с особенностями моторного и психоречевого развития? Я нашла в Минске три, но туда сложно попасть даже с направлением ЦКРОиР. Группы при районных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации предназначены для очень тяжелых детей, с множественными нарушениями. Куда податься мамам с остальными детками, которые зависли между понятиями "легкий"-- "тяжелый"? Мы тоже хотим работать! Я согласна платить за сад, пусть в два раза дороже обычного, но пусть детки смогут получать реабилитационные процедуры, посещать занятия со специалистами, а главное, общаться со сверстниками. Неужели проще дать крошечное пособие, чем отпустить маму ребенка-инвалида зарабатывать и платить государству налоги?

-- По информации Министерства образования, интегрированные группы в детских садах не закрываются, а наоборот, их количество ежегодно возрастает. В 2004 году их было 152 в 2009 -- 268 групп, а в 2010 более 300 групп. Тенденция -- развивать, а не сворачивать интегрированное обучение, хотя, конечно, для дошкольников существующего количества интегрированных групп недостаточно. По статистике, в Беларуси 6,8 процента детей с особенностями психофизического развития. Примерно 70 процентов от этого числа -- дети дошкольного возраста с нарушениями речи. При должном внимании они корректируются и уже в школе идут по общей программе.
Светлана, обращайтесь в районное управление образования, ЦКРОиР, вы имеете право требовать удовлетворения потребности своей семьи в детском дошкольном учреждении. Оставьте свои данные, мы будем разбираться с вашей ситуацией.

Особый случай

-- Ирина, Речицкий район. Я одна воспитываю ребенка-инвалида, которому 2,5 года. Живем в деревне, состоим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий: у нас дом 1918 года постройки. Но в сельской местности строительство социального жилья не ведется. Возможно ли встать на учет в районном центре?

С.Б.: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 (в редакции от 16.11.2009 № 543) граждане, воспитывающие ребенка-инвалида, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по их месту жительства. Учитывая, что по месту вашего жительства строительство социального жилья не ведется, полагаем возможным обратиться с этим вопросом в районный исполнительный комитет.

-- И еще вопрос: если из-за состояния здоровья малыша я не смогу выйти на работу по окончании отпуска по уходу за ребенком, будем ли мы получать детское пособие?

-- В соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» пособие на ребенка старше трех лет назначается с учетом занятости родителя в неполной семье на момент обращения за пособием, а также в году, предшествующем году обращения. Если ребенку в 2010 году исполняется три года, то на момент обращения за пособием вы должны быть заняты -- работать либо осуществлять уход за ребенком-инвалидом. Вам надо обязательно оформить пособие по уходу за ребенком-инвалидом в управлении социальной защиты по месту жительства.

-- Я уже оформила.

-- Значит, у вас есть все основания обратиться в управление социальной защиты за назначением пособия по уходу за ребенком старше трех лет. Семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, пособие назначается независимо от совокупного дохода на члена семьи. Законодательством также предусмотрена надбавка в размере 40 процентов пособия на ребенка старше 3 лет. С 1 мая размер пособия на ребенка старше 3 лет с надбавкой на ребенка-инвалида составляет 111 820 рублей.
За назначением пособия вам следует обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

-- Меня зовут Виктория, я мама ребеночка-инвалида, мы живем в Хатежино, это 10 км от Минска. Мы первая в Беларуси семья, которая, собрав при помощи детского хосписа деньги на аппарат ИВЛ, забрала домой такого тяжелого ребенка: без реанимобиля возить я его никуда не могу. Врачи нас практически не посещают -- с августа прошлого года дважды был педиатр и один раз -- комиссия из Боровлян. Если ребенок заболевает, к нам из детского хосписа приезжает педиатр или реаниматолог. Сейчас моему ребенку нужен массажист -- в районной поликлинике сказали, что ездить не будут, так как далеко, и вообще они на дом не выезжают. Куда мне обратиться, чтобы решить эту проблему?

С.Б.: Если по заключению врача ребенок нуждается в процедурах массажа, то назначение выполняется медицинским работником территориальной организации здравоохранения.

А.З.: Виктория, в центрах коррекционно-развивающего обучения организована система ранней комплексной помощи, то есть помощи с момента выявления особенностей ребенка и до трех лет. И к вам должен хотя бы раз в месяц выезжать специалист этого центра, чтобы показывать, как заниматься этим ребенком, как развивать его функции. Это будет не массажист, а педагог-дефектолог. Мы свяжемся с центром, который должен оказывать вам помощь, постараемся изменить ситуацию.

Куда пойти учиться?

-- Меня зовут Вера, мой ребенок оканчивает базовую школу. Понятно, что если речь идет о ребенке с физическими особенностями, то перечень подходящих для него специальностей определяют врачи. А в какие учебные заведения принимают детей с психическими и поведенческими особенностями?

А.З.: Дети с поведенческими особенностями -- например, синдромом гиперактивности и дефицита внимания -- не входят в банк данных детей с ОПФР, поэтому на общих основаниях поступают в любые учреждения образования. Многие дети обучаются по программе «с трудностями в обучении», поэтому получают такой же документ об образовании, как их сверстники.

Если же у ребенка интеллектуальная недостаточность, он может получить профессиональное образование в учреждениях профессионально-технического образования. В Беларуси 67 учебных заведений принимают лиц с психофизическими особенностями. Детей с интеллектуальной недостаточностью берут вне конкурса, для них создаются специальные группы, в учебном процессе сокращены часы на общеобразовательные предметы и сделан акцент на профессиональную подготовку. Список этих учебных заведений есть в справочниках для поступающих в учреждения ПТО и на страницах нашего интернет-ресурса http://asabliva.by/

Про школьный лифт и детей индиго

Валентина, Могилев. Скажите, как готовятся к появлению в классе «интегрированного» ребенка учителя?

А.З.: ВМинске почти все учителя, которые работают с особенными детьми, имеют специальное (высшее дефектологическое) образование. В регионах ситуация очень сложная: в некоторых районах почти половина затарифицированных как учителя-дефектологи педагогов не имеют специального образования, многие из них не имеют квалификационной категории.

Я согласна с автором вопроса: обычные учителя, которые работают с детьми с особенностями, тоже должны быть подготовлены. Мы уже года два над этим работаем, предлагаем ввести в стандарты получения высшего педагогического образования обязательные курсы по технологии интегрированного воспитания и обучения и по специальной педагогике и специальной психологии. Будем снова поднимать этот вопрос на коллегии, посвященной интегрированному обучению. Курсы повышения квалификации для тех, кто ведет интегрированные классы, работают, но на них идут преимущественно учителя-дефектологи, а не учителя начальных классов. Поэтому вопрос надо срочно решать, причем не только на уровне общего среднего образования, но и на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования. Пока многие педагоги профессионально и личностно не готовы к приему детей с особенностями.

-- Что изменит в судьбе детей с ОПФР Кодекс об образовании?

-- Этот глобальный документ сейчас готовится к рассмотрению во втором чтении. В нем сохраняются все те сущностные позиции, которые были отражены в законе о специальном образовании и других нормативных документах. На мой взгляд, у детей с особенностями становится даже больше прав: например, до сих пор в документах не было прописано, что дети имеют право бесплатно жить в спецшколах-интернатах, получать бесплатное питание. То есть они там жили и питались, но это нигде не было закреплено. Мы заложили в Кодексе обязанность общеобразовательных учреждений создавать условия для обучения лиц с особенностями психофизического развития. Вводим норму, регулирующую наполняемость групп в учреждениях профессионального образования при обучении в них лиц с особенностями психофизического развития. Есть и некоторые другие моменты, которые, мы надеемся, пойдут на пользу лицам с особенностями психофизического развития.

-- Ирина, Минск. Мой ребенок, которому я объяснила, для кого существует лифт на станции метро, задал простой и логичный вопрос: а в школе есть лифт? Вы можете на него ответить?

А.З.: Все школы, которые строятся в последние годы, предусматривают полную безбарьерную среду. В Минске их число приближается к десяти, они есть в других регионах. В Гомеле школа без барьеров работает второй год, с сентября она готова принять детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата со всего города. Для школы приобретается автобус, чтобы подвоз детей не был заботой родителей. Такая же школа готовится к вводу в эксплуатацию в городе Витебске. С советских времен дети с нарушением опорно-двигательного аппарата учились на дому из-за проблем с передвижением. Сейчас, мы надеемся, ситуация изменится.

-- Чем вы объясняете тот факт, что гиперактивных детей с нарушением внимания становится все больше?

-- Я не согласна с этим утверждением, оно противоречит статистике. Дети с СДВГ есть и были раньше, но их считали распущенными, неуправляемыми, невоспитанными. По данным научной литературы, практически в каждом классе может быть ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью. Но только в последние годы медики стали говорить о том, что это минимальная мозговая дисфункция. Хотя дети с СДВГ не считаются детьми с особенностями психофизического развития, учителя тоже должны быть подготовлены к работе с ними. Они нуждаются в сопровождении психолога. Мы проводили несколько совместных с Министерством здравоохранения мероприятий по детям с СДВГ, пытаемся выработать стратегию работы с ними. В то же время уже существует множество рекомендаций для педагогов и родителей таких детей, они доступны. К сожалению, волшебных таблеток, которые избавили бы ребенка от его особенностей, нет. Но научившись принимать их во внимание, можно предоставить ребенку возможность жить и учиться наравне со сверстниками.

Мнение

-- Моя фамилия Матусевич,  у меня четырехлетний  ребенок-инвалид.  Считаю, что у нас  в стране совершенно  нет средств реабилитации  для таких детей.  Я даже в Министерство  здравоохранения  отправила фото  коляски, которую  наш протезный  завод предлагает  для ребенка в возрасте до 5 лет: там ничто не приспособлено для малыша, который сам не сидит и не ходит. Поэтому мы вынуждены покупать детям заграничные коляски за свои деньги: у нас литовская, стоит 900 евро. Собирали на нее деньги несколько лет. Пьем дорогие противосудорожные препараты, которые у нас не зарегистрированы.

Вроде, на словах есть и  пособия, и средства реабилитации, а на деле оказывается, что  если у тебя в семье  беда -- справляйся с ней сама, как  можешь. Нам, например, как семье с  ребенком-инвалидом, дали квартиру в доме № 15 по улице Наполеона Орды в Минске. Лифт со второго этажа, пандусов нет вообще. В подъезде живет еще одна женщина-колясочница, мы обошли все инстанции с просьбой сделать пандус. Оказывается, это невозможно: лестницы в доме узкие. Нам готовы поменять жилье, потому что создать в этом доме безбарьерную среду невозможно. Но не так просто переехать, когда уже прижился на этом месте. И о чем раньше думали люди, выделявшие квартиры для инвалидов в доме без пандусов?

Самая простая манипуляция  -- искупать ребенка, который не умеет сидеть -- для нас проблема, потому что не выпускают наши предприятия приспособлений для купания таких детей. И удобных стульчиков, и функциональных приспособлений для стояния не выпускают, мы сами вынуждены что-то искать, покупать, скручивать, свинчивать…

Хочу  сказать, что если в нашей стране что-то делается для  инвалидов, то это  должно делаться  для людей, а не для отчета или выполнения перечня выпускаемых средств реабилитации

 


Последние новости
22.09.2016
В рамках инициированного Белорусским союзом женщин благотворительного движение «С любовью к Беларуси», Российский спонсор, руководитель группы компаний «Сансити» Власюк Николай Николаевич, безвозмездно передал Белорусскому союзу женщин 6 автомобилей ГАЗ 3221 2016 года выпуска на сумму 125 тыс. долларов.

Церемония передачи автомобилей состоялась 21 сентября в Москве в Посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации.

В торжественной церемонии приняли участие Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский союз женщин» Марианна Щёткина, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петришенко, руководитель группы компаний «Сансити» Николай Власюк, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Иван Бамбиза, мэр Можайска Василий Овчинников, Герой России Евгений Черняев, Народный артист России Юрий Антонов.
...