Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях при эксплуатации и обслуживании котлов, не подлежащих регистрации в органах Госпромнадзора

Информационное письмо

О несчастных случаях при эксплуатации и обслуживании  котлов, не подлежащих регистрации в органах Госпромнадзора

 

Проведенный анализ видов происшествий, приведших к несчастным случаям, показывает, что во многих организациях республики не принимается должных мер по обеспечению требований безопасности при эксплуатации паровых и водогрейных котлов, не подлежащих регистрации в органах Госпромнадзора.

К сожалению, из года в год с наступлением отопительного сезона нарушения требований безопасности при эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 0C единичной мощностью менее 100 кВт являются причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

При этом необходимо отметить, что многочисленные нарушения требований безопасности при эксплуатации и обслуживании котельного оборудования, допускаются как со стороны потерпевших, так и должностных лиц. Особенно актуальным остается вопрос с техническим состоянием эксплуатируемых котлов и с соблюдением, обслуживающим их персоналом, требований трудовой и производственной дисциплины.

По данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, за период с 2006 по 2010 годы в республике при выполнении работ по эксплуатации и обслуживанию котельного оборудования, не подлежащего регистрации в органах Госпромнадзора, произошло 5 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в том числе 4 со смертельным исходом и один – с тяжелым.  При этом в результате взрывов котлов пострадало 4 человека, из которых трое погибли и один получил тяжелые травмы. Один работник погиб в результате воздействия экстремальных температур.

Следует отметить, что более половины  пострадавших (3 из 5) на момент несчастного случая находились в состоянии алкогольного опьянения. Причем все они погибли.

Данное обстоятельство не может не вызывать беспокойство, поскольку котельное оборудование, являясь объектом повышенной опасности,  требует к себе постоянного, повышенного внимания. Работы по эксплуатации и ремонту такого оборудования относятся к работам с повышенной опасностью и не терпят халатности.

Как показывает практика, игнорирование этих простых истин рано или поздно приводит к трагическим последствиям.

Так, 22 января 2006 года, в результате взрыва котла, запущенного для отопления находившейся в ремонте части магазина Солигорского РайПО Белкоопсоюза, был смертельно травмирован истопник.

Специальным расследованием было установлено, что взрыв котла произошел из-за образования в системе отопления магазина «ледяной пробки» и, как следствие, роста избыточного давления пара в котле.

Предохранительная арматура и измерительные приборы у котла отсутствовали. Отсутствовали и какие-либо документы на данную котельную установку.

На момент несчастного случая потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения.

16 октября 2007 года взорвался водогрейный котел в здании аптеки № 98 д. Тимковичи Копыльского района Минской области. Находившийся в этот момент рядом с котлом директор ООО «Копыльский энергосервис» получил обширные термические ожоги, от которых через несколько дней скончался в больнице.

Из материалов специального расследования следует, что взрыв котла произошел вследствие закупорки ржавчиной и грязью трубопровода расширительного бака (диаметром 20 мм) и возможного образования в стенке котла микротрещины, так как система отопления аптеки не эксплуатировалась в течение семи лет и ранее была частично разморожена.

Причиной данного несчастного случая явился допуск котла, находившегося в бездействие более года, в эксплуатацию без технического освидетельствования и гидравлических испытаний, с диаметром расширительного трубопровода менее 50 мм.

30 ноября 2007 года в результате взрыва твердотопливного котла КСБТ-95 в котельной торгового центра д. Гожа Гродненского РайПО Белкоопсоюза, был смертельно травмирован обслуживающий его работник.

В ходе специального расследования было установлено, что котел эксплуатировался без предохранительного клапана. Работы по обслуживанию котла выполнялись по гражданско-правовому договору, причем обе стороны гражданско-правовых взаимоотношений были осведомлены, что эксплуатация котла осуществляется с нарушением требований руководства по его эксплуатации.

На момент несчастного случая работник, обслуживавший котел, находился в состоянии алкогольного опьянения.

4 января 2009 года в результате взрыва котла КСВ-0,09 в филиале «Оршанское автотранспортное предприятие» ОАО «Витебскобл-агропромтранс» был смертельно травмирован сторож филиала, работавший по совместительству истопником.

Как показало специальное расследование, эксплуатация котла осуществлялась с неисправной системой автоматики безопасности при отсутствии предохранительных клапанов и расширительного бака в системе отопления. Кроме того, к обслуживанию котельной установки был допущен персонал, не имевший специальной подготовки и не прошедший обучение в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране труда. Взрыв котла произошел в результате его эксплуатации с закрытой задвижкой на выводном патрубке.

На момент несчастного случая пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения.

25 июня 2009 года произошел взрыв котла КВТ-90М в РАТУП «Гроднооблавтотранс». Травмы различной степени тяжести получили два работника этой организации.

Взрыв котла произошел в результате его запуска в работу лицами, не имевшими отношения к эксплуатации котельного оборудования, с целью утилизации макулатуры.

Причиной взрыва котла стала его эксплуатация с закрытыми задвижками на вводном и выводном патрубках при отсутствии предохранительных клапанов.

Как видно из приведенных выше примеров, в основе большинства, происшедших при эксплуатации и обслуживании котельных установок несчастных случаев лежат как технические, так и организационные причины. Вместе с тем, анализ материалов специальных расследований  указанных несчастных случаев показывает, что удельный вес организационных причин, приведших к их наступлению, значительно превышает удельный вес причин технического характера и составляет более 80 процентов от их общего объема. При этом следует также учесть, что в большинстве из перечисленных случаев, к технической неисправности оборудования привело невыполнение руководителями и специалистами организаций – владельцев котлов требований, предъявляемых к их безопасной эксплуатации.

Происшедшие несчастные случаи явились следствием неисполнения работодателями обязанностей по обеспечению охраны труда в соответствии с требованиями законодательства, отсутствия контроля за состоянием трудовой и производственной дисциплины.

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1.           Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.

2.           Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, эксплуатирующих и обслуживающих котельные установки, не подлежащие регистрации в органах Госпромнадзора:

2.1  Обеспечить содержание и эксплуатацию котлов в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 , утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.01.2007 № 5 (далее – Правила).

2.2  Назначить из числа специалистов, прошедших специальное обучение в учреждениях образования и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Правилами, лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.

2.3  Не допускать к эксплуатации и обслуживанию котельного оборудования персонал, не имеющий специальной подготовки. Обучение и аттестацию персонала проводить в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, или в учреждениях образования, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, имеющих лицензию Госпромнадзора.

2.4  Обеспечить рабочие места персонала, обслуживающего паровые и водогрейные котлы, производственными инструкциями с перечнем требуемых действий при пуске, эксплуатации, останове котлов (в том числе аварийном), котельно-вспомогательного оборудования и тепловых сетей, а также инструкциями по охране труда по профессиям и выполняемым видам работ.

2.5  Организовать инструктаж, стажировку и периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда персонала, эксплуатирующего и обслуживающего котельные установки.

2.6  Обеспечить соответствие технического состояния котлов требованиям Правил. Особое внимание уделить наличию и состоянию защитных предохранительных устройств. Не допускать к эксплуатации котлы без средств защиты, или с неисправными средствами защиты (автоматикой безопасности).

2.7  Организовать контроль за состоянием элементов котлов в соответствии с инструкциями по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделий и руководством по эксплуатации организаций-изготовителей.

2.8  Проводить технические освидетельствования котлов не реже одного раза в 12 месяцев. При необходимости проведения ремонтных работ обращаться к организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) Госпромнадзора на проведение указанного вида работ.

2.9  Не допускать в помещения котельных посторонних лиц.

2.10  Ужесточить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Последние новости
23.02.2017
С какими проблемами идут на приёмы по Декрету №3 белорусы и как им помогают?Продолжаем тему, которая сегодня волнует многих белорусов. И, прежде всего, тех, кто получил извещения о необходимости уплатить сбор по Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Обращений от граждан оказалось немало. А потому, чтобы разобраться в ситуациях, организовали выездные приёмы граждан. Их, напомним, проводит Администрация Президента, а также депутаты. Обратиться можно и в комиссии при исполкомах. Даже несмотря на то, что срок уплаты уже истёк. Так что же считать тяжёлой жизненной ситуацией? И можно ли в будущем составить перечень подобных? Ответы, в том числе на эти вопросы, сегодня искали корреспонденты ОНТ.

Жизненная ситуация Андрея Аврамцева – из тех, о которых не хочется рассказывать всем. Особенно, если ты молодой крепкий парень, только вот диагноз (поставленный ещё в 12 лет – эпилепсия) не даёт даже строить планы на ближайшие сутки. Головные боли до обмороков, постоянная реабилитация. Однако парню удалось закончить колледж, но вот работу найти так и не смог.

Андрей Аврамцев, житель г.Гомеля: «Я на бирже даже стоял, меня отправляли на химзавод – там увидели мой диагноз и сказали «нет», сказали, что я не подхожу, на мясокомбинате тоже посмотрели, сказали «вы не подходите», поэтому я не знаю даже, куда мне устроиться. Я, конечно, хочу работать».
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...