Главная - Либерализация условий экономической деятельности - Рейтинг Республики Беларусь в отчетах Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «Наём рабочей силы

Согласно методологии Всемирного банка на рейтинг страны в ежегодных отчетах Всемирного банка «Ведение бизнеса» оказывают влияние места, занимаемые страной по каждому из десяти показателей,  определяющих легкость ведения бизнеса: создание предприятий, получение разрешений на строительство, наём рабочей силы, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, ликвидация предприятий. 

Показатель «Наём рабочей силы», по определению Всемирного банка, отражает гибкость действующего трудового законодательства, т.е. трудности, с которыми сталкивается наниматель при найме и увольнении работников, и в соответствии с действующей методологией рассчитывается на основании индикаторов «Эластичность условий работы» и «Затраты, связные с увольнением».

Индикатор «Эластичность условий работы» рассчитывается как среднее значение трех индексов: индекса сложности приема на работу, индекса эластичности рабочих часов и индекса сложности увольнения.

Индекс сложности приема на работу оценивает возможность применения срочных трудовых договоров, максимальный срок их действия, а также величину минимальной заработной платы, выплачиваемой лицам, принятым на испытательный срок либо впервые поступившим на работу.

Индекс эластичности рабочих часов определяется пятью компонентами: существуют ли ограничения на работу в ночное время; существуют ли ограничения на работу в выходные дни; может ли рабочая неделя состоять из 5,5 дней; может ли рабочая неделя длиться 50 часов (включая сверхурочную работу) в течение 2-х месяцев в году в случае сезонного роста в объемах производства; составляет ли продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска 21 рабочий день или менее.

Индекс сложности увольнения определяется восьмью компонентами: запрещено ли использовать сокращение штатов в качестве основания для увольнения работников; должен ли наниматель уведомлять третью строну (к примеру, правительственный орган) до увольнения одного работника по сокращению штатов; должен ли наниматель уведомлять третью строну до увольнения группы из 9 работников по сокращению штатов; необходимо ли нанимателю получить согласие третьей стороны для увольнения одного работника по сокращению штатов; необходимо ли нанимателю получить согласие третьей стороны для увольнения группы из 9 работников по сокращению штатов; обязывает ли законодательство нанимателя предложить работнику другую должность или направить его на переподготовку до его увольнения по сокращению штатов; применяются ли приоритетные правила при сокращении штатов (преимущественное право оставления на работе); применяются ли приоритетные правила при восстановлении на рабочем месте.

Значение индикатора «Затраты, связанные с увольнением» определяется сроком предупреждения работника о предстоящем увольнении в случае сокращения штата (в недельных заработных платах), размером выходного пособия в случае увольнения по причине сокращения штата (в недельных заработных платах), а также законодательно установленной суммой штрафа за увольнение по сокращению штатов.

В отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2009» по показателю «Наём рабочей силы» Республика Беларусь находилась на 49 месте. В 2009 году Всемирный банк изменил методологию расчета данного показателя. Вследствие изменения методологии Республика Беларусь переместилась с 49 на 40 место.

В целях улучшения рейтинга Республики Беларусь по показателю «Наём рабочей силы» в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010» Минтруда и соцзащиты проведена работа по изменению порядка уведомления органов по труду, занятости и социальной защите о высвобождении работников (влияет на индекс сложности увольнения).

В отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010» по курируемому Минтруда и соцзащиты показателю «Наём рабочей силы» Республика Беларусь занимает 32 место.

Последние новости
27.06.2017
24 июня 2017 г. опубликован Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании», которым определены направления дальнейшего развития системы социального обслуживания (принят Палатой представителей 17 мая 2017 года, одобрен Советом Республики 31 мая 2017 года).

Законом введена новая форма социального обслуживания – социальное обслуживание в замещающей семье.

Такая социальная технология уже существует на практике и заключается в оказании социальных услуг нетрудоспособному человеку физическим лицом либо семьей в условиях их совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом лицо, взявшее на себя обязательства по уходу, не является близким родственником обслуживаемому человеку, отношения между ними не затрагивают имущественные вопросы.
...
26.06.2017