Главная - Либерализация условий экономической деятельности - Рейтинг Республики Беларусь в отчетах Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «Наём рабочей силы

Согласно методологии Всемирного банка на рейтинг страны в ежегодных отчетах Всемирного банка «Ведение бизнеса» оказывают влияние места, занимаемые страной по каждому из десяти показателей,  определяющих легкость ведения бизнеса: создание предприятий, получение разрешений на строительство, наём рабочей силы, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, ликвидация предприятий. 

Показатель «Наём рабочей силы», по определению Всемирного банка, отражает гибкость действующего трудового законодательства, т.е. трудности, с которыми сталкивается наниматель при найме и увольнении работников, и в соответствии с действующей методологией рассчитывается на основании индикаторов «Эластичность условий работы» и «Затраты, связные с увольнением».

Индикатор «Эластичность условий работы» рассчитывается как среднее значение трех индексов: индекса сложности приема на работу, индекса эластичности рабочих часов и индекса сложности увольнения.

Индекс сложности приема на работу оценивает возможность применения срочных трудовых договоров, максимальный срок их действия, а также величину минимальной заработной платы, выплачиваемой лицам, принятым на испытательный срок либо впервые поступившим на работу.

Индекс эластичности рабочих часов определяется пятью компонентами: существуют ли ограничения на работу в ночное время; существуют ли ограничения на работу в выходные дни; может ли рабочая неделя состоять из 5,5 дней; может ли рабочая неделя длиться 50 часов (включая сверхурочную работу) в течение 2-х месяцев в году в случае сезонного роста в объемах производства; составляет ли продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска 21 рабочий день или менее.

Индекс сложности увольнения определяется восьмью компонентами: запрещено ли использовать сокращение штатов в качестве основания для увольнения работников; должен ли наниматель уведомлять третью строну (к примеру, правительственный орган) до увольнения одного работника по сокращению штатов; должен ли наниматель уведомлять третью строну до увольнения группы из 9 работников по сокращению штатов; необходимо ли нанимателю получить согласие третьей стороны для увольнения одного работника по сокращению штатов; необходимо ли нанимателю получить согласие третьей стороны для увольнения группы из 9 работников по сокращению штатов; обязывает ли законодательство нанимателя предложить работнику другую должность или направить его на переподготовку до его увольнения по сокращению штатов; применяются ли приоритетные правила при сокращении штатов (преимущественное право оставления на работе); применяются ли приоритетные правила при восстановлении на рабочем месте.

Значение индикатора «Затраты, связанные с увольнением» определяется сроком предупреждения работника о предстоящем увольнении в случае сокращения штата (в недельных заработных платах), размером выходного пособия в случае увольнения по причине сокращения штата (в недельных заработных платах), а также законодательно установленной суммой штрафа за увольнение по сокращению штатов.

В отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2009» по показателю «Наём рабочей силы» Республика Беларусь находилась на 49 месте. В 2009 году Всемирный банк изменил методологию расчета данного показателя. Вследствие изменения методологии Республика Беларусь переместилась с 49 на 40 место.

В целях улучшения рейтинга Республики Беларусь по показателю «Наём рабочей силы» в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010» Минтруда и соцзащиты проведена работа по изменению порядка уведомления органов по труду, занятости и социальной защите о высвобождении работников (влияет на индекс сложности увольнения).

В отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010» по курируемому Минтруда и соцзащиты показателю «Наём рабочей силы» Республика Беларусь занимает 32 место.

Последние новости
28.02.2017

В последние годы численность населения республики растет. Так, на 1 января 2013 года было 9 464 тыс. жителей, на 1 января 2014 года - 9 468 тыс., на 1 января 2015 года - 9 481 тыс., на 1 января 2016 года - 9 498 тыс. человек.

Численность жителей Минска за 2016 год возросла на 15 тыс. человек и достигла на 1 января 2017 года 1 974,8 тыс. На втором месте - Минская область (1 423 тыс.), на третьем - Гомельская область (1 420,6 тыс.). Среди регионов республики меньше всего жителей насчитывается в Гродненской области - 1 047,5 тыс. человек.
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...