Главная - Либерализация условий экономической деятельности - Совершенствование государственного регулирования в области оплаты труда

 Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда, была определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).

В целях реализации положений подпунктов 7.1 и 7.2 пункта 7 Директивы № 4 принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ), которым предусмотрено:

придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) и расширение прав субъектов предпринимательской деятельности в части формирования условий оплаты труда их работников;

расширение прав нанимателей в вопросах повышения тарифных ставок (окладов) работников и установления выплат стимулирующего характера;

упорядочение действующей нормативной правовой базы, регулирующей условия оплаты труда.

Необходимо отметить, что нормы Указа не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников, а предоставляют нанимателю право выбора определять её либо на основе ЕТС, либо без нее.

Помимо придания рекомендательного характера применению ЕТС новизна норм Указа заключается в:

установлении единого норматива в размере 80 процентов средств направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении только организаций-монополистов, что будет соответствовать положениям пункта 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на их продукцию;

создании условий для повышения тарифных ставок (окладов) работников в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей для всех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и государственной формы собственности. При этом будут сохранены условия их повышения, предусмотренные законодательством (своевременные расчёты по налогам и иным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, а также отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам).

Предоставление нанимателю права выбора определять оплату труда работников либо на основе ЕТС, либо без нее будет способствовать:

формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования;

обеспечению прозрачности и простоты начисления заработной платы, устанавливая её уровень в зависимости от вклада каждого конкретного работника в конечные результаты деятельности организации, что повысит инициативу, качество и производительность труда;

привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов;

улучшению инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов в связи с предоставлением возможности самостоятельно определять размеры оплаты труда по категориям работников и в целом структуру системы их стимулирования;

внедрению в республике прогрессивного мирового опыта в области мотивации оплаты труда.

Последние новости
17.01.2017
16.01.2017
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 г. № 401 «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов» и по заказу Министерства труда и социальной защиты учреждением «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» подготовлен проект Национального плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов в Республике Беларусь.

Проектом Национального плана предусмотрена реализация ряда новых для республики мер. Например, в соответствии с нормами Конвенции, планируется введение новых понятий, таких как «абилитация», «разумное приспособление», «универсальный дизайн». В рамках обеспечения равенства и защиты от дискриминации по признаку инвалидности предусмотрены, в том числе, меры по правовому регулированию вопросов равенства и недискриминации инвалидов, включая императивный запрет дискриминации по признаку инвалидности. В целях расширения доступности среды предложены меры по разработке и внедрению в национальное законодательство механизма предоставления различным категориям инвалидов ситуационной помощи и другие меры.
...