Главная - Вопрос-Ответ - Охрана и государственная экспертиза условий труда



Охрана и государственная экспертиза условий труда

Вопрос: Просим разъяснить, как предоставляется компенсаций по условиям труда при установлении неполного рабочего времени.

Ответ: Согласно статье 118 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) неполный рабочий день или неполная рабочая неделя могут устанавливаться по соглашению между работником и нанимателем как при приеме на работу, так и впоследствии.

При неполном рабочем дне уменьшается норма продолжительности ежедневной работы, установленная правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работы у нанимателя.

При неполной рабочей неделе сокращается число рабочих дней в неделю.

Неполное рабочее время может также состоять в одновременном уменьшении норм продолжительности ежедневной работы и числа рабочих дней в неделю.

На основании статьи 291 ТК работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности трудовых отпусков, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Оплата труда работников с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) или в зависимости от выработки (при сдельной форме оплаты труда) (ст. 290 ТК).

Что касается компенсаций по условиям труда, то их размеры (объемы) и порядок предоставления устанавливаются Правительством Республики Беларусь (ст. 225 ТК).

В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение), компенсации по условиям труда в виде дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством (пункт 23 Положения).

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2014 г. № 575 (далее – постановление № 575) компенсация в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат предоставляется работникам за дни занятости выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), в течение не менее 80 процентов ежедневной продолжительности работы (смены), установленной в соответствии с законодательством.

Работники, работающие на условиях неполного рабочего времени, имеют право на данную компенсацию в дни, отработанные ими во вредных и (или) опасных условиях труда полный рабочий день продолжительностью, установленной нанимателем для данной профессии (должности) в соответствии с законодательством (подпункт 2.6 пункта 2 постановления № 575).

Учитывая изложенное, если в связи с неритмичным поступлением сырья и неполной рабочей занятостью на предприятии установлено неполное рабочее время в виде уменьшения нормальной продолжительности ежедневной работы (предприятие переведено на 6-часовой рабочий день), оснований для выплаты им доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в дни такой работы не имеется.

Аналогичные подходы следует соблюдать при предоставлении других компенсаций по условиям труда (дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени).

Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации, ведется нанимателем (пункт 12 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35).

Вопрос: Просим разъяснить, как оценивается фактор «шум» при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ответ: При проведении органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь проверок соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и анализа документов, предоставляемых нанимателями в электронном виде по аттестации рабочих местах по условиям труда (далее - аттестация), участились случаи выявления неправильной оценки условий труда по шуму на рабочих местах работников организаций республики.

В целях предупреждения неправильной оценки шума и как следствие необоснованного установления работникам компенсаций по условиям труда, определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», Министерство труда и социальной защиты при оценке условий труда по шуму в ходе аттестации разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации производится в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты.

Указанный порядок определен в Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 (далее - Инструкция), с изменениями и дополнениями.

В Инструкцию постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 января 2014 г. № 2 (постановление вступило в силу с 11 апреля 2014 г.) внесен ряд изменений и дополнений: в пункте 33 Главы 6 Инструкции и подстрочном примечании к таблице 4 Приложения 1 изменилась редакция, касающаяся оценки фактора «шум» на рабочем месте при аттестации.

Учитывая указанные изменения, на рабочих местах работников предприятий и организаций всех сфер деятельности оценка условий труда по шуму должна проводиться в соответствии с Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 ноября 2011 г. № 115 (далее – СанПиН № 115).

В связи с этим, в протоколах исследования шума (форма предусмотрена в Приложении 2 к Инструкции) должен указываться предельно допустимый уровень (далее - ПДУ) шума с учетом характера выполняемых работ в соответствии с СанПиН № 115.

Данные Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы не распространяются, в том числе, на: помещения и объекты специального назначения (радио-, теле-, киностудии, залы театров и кинотеатров, концертные и спортивные залы, испытательные полигоны); шум, создаваемый медицинской техникой в помещениях организаций здравоохранения, шум звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств, нормирование уровней шума в данных помещениях и объектах производится в соответствии с другими нормативными актами.

Следовательно, для оценки условий труда на рабочих местах работников при аттестации не применяются:
- Санитарные нормы и правила «Требования к шуму звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках», Гигиенический норматив «Допустимые уровни звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках» ;

- Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах ультразвуковой диагностики» ;

- Санитарные правила и нормы 2.1.8.12-37-2005 «Гигиенические требования к шуму, создаваемому изделиями медицинской техники в помещениях организаций здравоохранения» .

Уровни звука на рабочих местах работников, обслуживающих указанные объекты и оборудование, измеряют и оценивают в соответствии с требованиями СанПиН № 115.

Условия труда работников, использующих в своей работе шумящее оборудование (вне зависимости от сферы деятельности) оцениваются по предельно допустимым уровням шума (ПДУ), установленным в зависимости от характера работ, вида выполняемой деятельности и с учетом тяжести и напряженности их труда (Приложение 1 Таблица 1 и таблица 2 СанПин № 115).

Таким образом, например, для медицинских работников, осуществляющих врачебную деятельность и не применяющих шумящее оборудование (врачи-специалисты, осуществляющие прием пациентов, врачи диагносты и т.п.) ПДУ устанавливается по таблице 1, приложения 1 п. 1 СанПин № 115). Для медицинских работников, среднего медицинского персонала, использующих шумящее оборудование, (кабинеты физиотерапии, врачи стоматологи и т.п.) оценка шума выполняется с учетом ПДУ, установленного по таблице 2, приложения 1 СанПин № 115.

Кроме того, согласно пункту 33 Инструкции рассчитанная величина шума сравнивается с ПДУ, предусмотренным в СанПиН № 115. При этом эквивалент ПДУ не рассчитывается.

Полученная фактическая величина сравнивается с ПДУ для конкретного вида работ. В случае если работник работает в разных рабочих зонах и ПДУ для них разный, то фактический уровень шума необходимо сравнивать с ПДУ той зоны, в которой ПДУ выше.

Проведен анализ протоколов исследований шума, оформленных аккредитованными, испытательными лабораториями по результатам проведенных исследований для целей аттестации.

В них указаны, например, «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах ультразвуковой диагностики», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.11.2008 № 194, «СанПиН 2.1.8.12-37-2005», «Инструкция по применению № 109-1210 «Измерение и гигиеническая оценка шума в производственных условиях», что не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих проведение аттестации.

Вопрос: Просим разъяснить возможность профессионального обучения по профессии машиниста гидроподъемника непосредственно в организации нанимателя.

Ответ: Обучение по рабочим профессиям осуществляется в соответствии с Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 (далее – Положение).

Наименование профессий рабочих штатного расписания организации должно соответствовать Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125, профессиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ОКРБ 006-2009).

Профессия машинист гидроподъемника в ОКРБ 006-2009 не предусмотрена.

При организации обучения по профессиям рабочих в организации необходимо руководствоваться перечнем профессий для подготовки рабочих, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 8 августа 2011 г. № 221/74/73/129, Положением, методическими рекомендациями «Организация непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих (служащих) на производстве», утвержденными первым заместителем Министра образования Республики Беларусь и первым заместителем Министра труда и социальной зашиты Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами.

Вопрос: Поясните отношение ДГИТ к такому явлению, как выполнение мастером (прорабом, заведующим или другим непосредственным руководителем) работ за своего подчиненного, то есть по рабочей специальности. При условии , что мастер прошел обучение и проверку знаний в объеме своих должностных обязанностей. Обязан ли мастер, вынуждаемый производственной необходимостью, непосредственно становясь к станку, проходить инструктаж и проверку знаний как рабочий в объеме данной профессии? Нужно ли в данном случае присвоение ему смежной профессии?


Ответ (15.01.2015): Согласно требований пункта 44 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция), специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Главой 2 «Обучение, стажировка и проверка знаний по вопросам охраны труда работающих по профессиям рабочих» Инструкции.

В то же время, учитывая требования пункта 40 Инструкции о том, что проверка знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов (включая инструкции по охране труда), содержащих требования по охране труда, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, а также то, что мастер, являясь непосредственным руководителем, проводит в соответствии с должностными обязанностями инструктаж по охране труда подчиненных работников, допуск их к самостоятельной работе, и осуществляет контроль за соблюдением ими требований инструкций по охране труда, полагаем, что при выполнении мастером работ по рабочей специальности за подчиненного работника, проведение с ним инструктажа на рабочем месте и дополнительной проверки не требуется.

Если же для допуска к самостоятельной работе, согласно утвержденному в организации перечню профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, требуется прохождение стажировки, то полагаем это требование должно быть реализовано и при допуске к работе по данной рабочей профессии мастера. Что касается вопроса присвоения мастеру смежной рабочей специальности, то в этом случае следует руководствоваться требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов (включая эксплуатационные документы на оборудование и другие) о профессиональной подготовке (квалификации) лиц, допускаемых к выполнению работ на данном оборудовании.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 2.8.3 ГОСТ 12.3.002-75 «Процессы производственные. Общие требования безопасности», лица, допускаемые к участию в производственном процессе, должны иметь профессиональную подготовку (в том числе по безопасности труда), соответствующую характеру работ.


Вопрос: Как Вы считаете, идентификация опасностей, оценка профессиональных рисков для работающих по определенным профессиям рабочих – это функция нанимателя или такая оценка должна проводиться в масштабах отрасли или территории? Многие методики в качестве одного из переменных данной функции включают статистически сложившийся на данном предприятии уровень производственного травматизма – величину крайне малую, которая, тем не менее, существенно (в методиках) влияет на величину риска.


Ответ (15.01.2015): Согласно статье 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее - Закон) наниматель несет обязанности по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статьей 1 Закона установлено, что опасность – это источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего.

В соответствии с пунктом 271 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья (утраты трудоспособности) или смерти застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных определенных в главе 16 Положения случаях.

Поскольку воздействие производственного фактора в определенных условиях способно привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо к смерти, дать наиболее точную оценку профессиональным рискам возможно, проведя идентификацию опасностей непосредственно на рабочих местах с учетом трудовой функции работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).

С учетом изложенного полаем, что идентификация опасностей, оценка профессиональных рисков для работающих по определенным профессиям рабочих – функция нанимателя.


Вопрос: При отнесении организаций к низкой , средней или высокой степени профессионального риска для целей планирования и проведения их плановых проверок, используется такой фактор, как проведение или отсутствие проведения аттестации рабочих мест в данной организации: при отсутствии организация автоматически относится к средней степени риска с соответственным уменьшением интервала проведения проверок. Складывается ситуация, при которой уравниваются организации, допустившие один-два несчастных случая на производстве в календарном году, и организации, работники которых вообще не выполняют работы повышенной опасности, и, соответственно, не проводят аттестацию рабочих мест. Правильно ли это?


Ответ (15.01.2015): Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь».

Согласно пункту 15 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» наниматель в месячный срок после завершения аттестации представляет на бумажном носителе в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту регистрации организации и органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов по одному экземпляру копий перечней рабочих мест, указанных в подпунктах 12.1 и 12.1-1 пункта 12 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, и приказа. Иные документы по аттестации должны также представляться в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов в электронном виде в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Из изложенного следует, что наниматель в установленные сроки предоставляет перечисленные выше документы в территориальные органы государственной экспертизы условий труда по рабочим местам профессии и должности на которых подтвердили право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии со списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536.

За нарушение порядка проведения аттестации (в данном случае пункта 15 Положения), представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации, содержащих недостоверные сведения в соответствии со статьей 9.19 ч. 3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.


Вопрос: Считаете ли Вы, что назрело время кардинального пересмотра норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды и специальной обуви? Например, вызывает недоумение обязанность нанимателя обеспечивать работника нательным бельем (электрогазосварщики), при этом необходимо обеспечить его стирку. При этом в нормах отсутствуют защитные щитки при работе с угловыми шлифмашинками для ряда профессий, летняя «форма» одежды для комбайнеров и т.п.


Ответ (15.01.2015): В целях дальнейшей либерализации экономики республики и предоставления дополнительных прав нанимателю в формировании норм обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) исходя из необходимости уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь планируется по согласованию с отраслевыми органами государственного управления пересмотреть и внести необходимые изменения в Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (далее – Типовые нормы).

В отношении приведенного Вами примера, касающегося нательного белья, предусмотренного в Типовых нормах для отдельных профессий (должностей) и при выполнении определенных видов работ, поясняем следующее. В соответствии с определением, содержащимся в Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда», СИЗ является средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях.

С учетом данного определения и согласно межгосударственным стандартам ГОСТ 12.4.103-83 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная. Средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация» и ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» нательное белье не является СИЗ. В Типовые отраслевые нормы оно включено только для обеспечения комфортности и улучшения гигиенических показателей при использовании отдельных видов СИЗ. Исходя из изложенного, полагаем, что нормы Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 (далее – Инструкция), в отношении обеспечения ухода за СИЗ не могут распространяться на нательное белье.

Приводя пример об отсутствии в Типовых нормах отдельных, необходимых при выполнении конкретных работ СИЗ, Вы не учитываете требование пункта 5 Инструкции о том, что Типовые нормы предусматривают обеспечение работников СИЗ независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций, то есть то, что Типовые нормы носят общий характер. В то же время, пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что наниматель помимо предусмотренных Типовыми нормами имеет право в зависимости от условий труда для обеспечения безопасности работников от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в том числе технических нормативных правовых актов, выдавать работникам дополнительные СИЗ (включая указанные в обращении защитные щитки работающим с угловыми шлифмашинками).

Что касается вопроса о летней «форме» одежды, то следует пояснить, что включенные в Типовые нормы костюмы, халаты, куртки не предназначены для применения в холодный период года при выполнении работ вне помещений либо в неотапливаемых помещениях без использования дополнительных, предусмотренных в Типовых нормах СИЗ от пониженных температур.


Вопрос: Требуется ли гражданину в целях оказания помощи организациям в разработке инструкций по охране труда по договорам возмездного оказания услуг пройти аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда?

Ответ (29.12.2014): Согласно пункту 14 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 (далее – Инструкция), инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации).

Согласно пункту 17 Инструкции служба охраны труда организации (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное (аккредитованный) на оказание услуг в области охраны труда (далее - специалист по охране труда), оказывает методическую помощь структурным подразделениям, содействует обеспечению их необходимыми типовыми инструкциями по охране труда, другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда. В соответствии с пунктом 24 Инструкции специалистом по охране труда осуществляется согласование проектов инструкций по охране труда.

Таким образом, осуществление подготовки совместно с другими структурными подразделениями инструкций по охране труда является одной из функций специалиста по охране труда.

Осуществление функций специалиста по охране труда по договору об оказании услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон) является услугой, для оказания которой с 25 января 2014 г. требуется пройти соответствующую аккредитацию. При этом услуги в области охраны труда по договору об оказании услуг в области охраны труда могут оказываться только юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями).

Порядок аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 28.

Обращаем внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 22 Закона договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

Вопрос: Работник уволился по соглашению сторон, не отработав предоставленный авансом дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Может ли наниматель удержать с работника сумму выплат, произведенных за такой отпуск?

Ответ: В случае, если работник на дату ухода в отпуск отработал во вредных и (или) опасных условиях труда неполный рабочий год (менее 12 месяцев), то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – дополнительный отпуск) предоставляется пропорционально отработанному времени в этих условиях.

Нанимателем может быть принято решение о предоставлении дополнительного отпуска работникам, постоянно в течение рабочего года занятым в производствах, цехах, на участках с вредными и (или) опасными условиями труда, авансом полностью, если основной отпуск предоставляется авансом полностью. Однако следует иметь в виду, что при наличии периодов, не входящих в рабочий год, за который дополнительный отпуск предоставлен авансом, продолжительность рабочего года следует пересчитать.

В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 107 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) не производятся удержания за неотработанные дни трудового отпуска, если работник увольняется по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, 4 и 5 части второй статьи 35 ТК, пунктах 1, 2 и 6 статьи 44 ТК.

Таким образом, при увольнении по соглашению сторон удержания из заработной платы работника за использованные дни трудового отпуска (основного и дополнительного), предоставленного авансом и не отработанного в рабочем году, не производятся.

Вопрос: Необходимо ли создавать отдельное структурное подразделение или достаточно ли назначить одного сотрудника ответственным за охрану труда в организации, численность работников которой составляет 50 человек?

Ответ: В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Республики Беларусь должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях - свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда при меньшей численности работающих принимает наниматель. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы, специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей.

Согласно пункту 21 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82, при численности работников менее вышеуказанных нормативов и отсутствии в организации специалиста по охране труда, его обязанности возлагаются на другого специалиста (после соответствующего обучения и проверки знаний) или на заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда, в соответствии с законодательством.

Вопрос: Какие действия потерпевшего при несчастном случае на производстве можно признать грубой неосторожностью?

Каким образом следует оформить такие действия?

Ответ: Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», вопрос о том, является ли неосторожность застрахованного грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда, должен быть разрешен при расследовании несчастного случая или профессионального заболевания с учетом фактических обстоятельств. При этом для оценки действий застрахованного следует учитывать конкретную обстановку, при которой произошел несчастный случай, а также личность самого застрахованного (его физическое и психическое состояние в момент несчастного случая, возраст, образование, профессию, квалификацию и т.п.).

Грубой неосторожностью может быть признано такое бездействие потерпевшего, содействовавшее возникновению или увеличению вреда, при котором он предвидел возможность наступления вредных для себя последствий, но легкомысленно надеялся, что они не наступят.

Грубой неосторожностью потерпевшего могут быть признаны легкомыслие, небрежность, несоблюдение элементарных требований предусмотрительности, понятных каждому, а также правил безопасности.

Факт повреждения здоровья работника на производстве подтверждается по результатам расследования несчастного случая в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 14 Правил если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то при расследовании несчастного случая на производстве или профессионального заболевания определяется и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании степень вины потерпевшего в процентах на основании протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, подписанного уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя и уполномоченным представителем профсоюза (иного представительного органа работников).

Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установлены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 5/3.

Вопрос: Допускается ли возложение на одного специалиста обязанностей; лица, ответственного за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, и лица, ответственного за выпуск на линию напольного безрельсового транспорта; ответственного за безопасную эксплуатацию грузовых тележек, и лица ответственного за своевременный осмотр и ремонт грузовых тележек?

Ответ: Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 165 (далее – Правила), не предусмотрена возможность возложения на одного специалиста обязанностей:

лица, ответственного за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, и лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;

лица, ответственного за безопасную эксплуатацию транспорта, грузовых тележек и лица ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, обеспечивает безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных работ, работ по транспортированию и укладке грузов работниками, управляющими безрельсовым транспортом и грузовыми тележками.

Требования по охране труда к проведению таких работ, в зависимости от характера груза и места их проведения, различаются. Поэтому лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, назначается, как правило, из числа руководителей структурных подразделений организации, в которых проводятся указанные работы.

В обязанности лиц, ответственных за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта и лиц, ответственных за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, входит обеспечение технически исправного состояния транспорта. С учетом этого указанные лица назначаются из числа руководителей и специалистов соответствующих технических служб (начальник транспортного или ремонтного цеха, участка, главный механик и т.п.). Согласно пункту 12 Правил, возложение на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, допускается.

Вопрос: В каких случаях проводится стажировка лиц, работающих по профессиям рабочих, на рабочем месте? Какова ее продолжительность?

Ответ: Проведение стажировки лиц, работающих по профессиям рабочих, на рабочем месте регламентируется главой 2 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктами 22 и 23 Инструкции рабочие, имеющие перерыв в работе по профессии более трех лет, проходят стажировку на рабочем месте перед допуском к самостоятельной работе.

Кроме этого, рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации, мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки (часть первая пункта 24 Инструкции).

Перечень профессий рабочих, которые должны пройти стажировку, и ее продолжительность утверждаются руководителем организации. Продолжительность стажировки зависит от квалификации рабочих и видов выполняемых работ и должна быть не менее двух рабочих дней.

После окончания стажировки проводится проверка знаний рабочего по вопросам охраны труда.

В соответствии с пунктом 30 Инструкции допуск рабочих к самостоятельной работе осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом, распоряжением либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции.

Вопрос: Имеет ли право наниматель при формировании норм по обеспечению средств индивидуальной защиты в организации вносить изменения в состав средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам, по отношению к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, в случае изменения технологии производства работ и отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов, непосредственную защиту от которых указанные средства индивидуальной защиты обеспечивают?

Ответ: В соответствии с пунктом 22 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209, формирование норм бесплатного обеспечения работников организации (объединения организаций) средствами индивидуальной защиты осуществляется на основе Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам с конкретизацией требований к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам средств индивидуальной защиты (далее - Типовые нормы) исходя из особенностей производства (выполняемых работ), вредных и (или) опасных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда.

В случае изменения технологии производства работ, замены оборудования на более совершенное и, как следствие, исключения или снижения уровня вредных и (или) опасных производственных факторов, с учетом пункта 12 Инструкции с разрешения территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, и территориальных органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами возможна замена одного вида средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), предусмотренного Типовыми нормами, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками.

Срок носки СИЗ, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливается в организации по согласованию с первичной профсоюзной организацией или уполномоченными лицами по охране труда работников организации, но не менее сроков носки, указанных в Типовых отраслевых нормах для аналогичных СИЗ. Дежурные СИЗ коллективного пользования будут выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или закрепляться за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены к другой. Количество дежурных СИЗ определяется из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену. Ответственность за дежурные СИЗ возлагается на уполномоченных должностных лиц (мастеров и других).


Вопрос: Какие рабочие места организации включать в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации?

Ответ: В настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее - Положение) с изменениями и дополнениями, и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 с изменениями и дополнениями.

Согласно пункту 2 Положения аттестация проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (далее - перечень), определяет аттестационная комиссия (подпункт 5.3 пункта 5 Положения), состав которой утверждается приказом нанимателя (пункт 3 Положения).

При составлении перечня аттестационная комиссия руководствуется:

списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536;

списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170;

перечнем текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490.

Наниматель обязан провести аттестацию на рабочих местах работников, профессии и должности которых, а также выполняемые ими работы предусмотрены в перечисленных выше нормативных правовых актах независимо от результатов предыдущей аттестации.

Также по решению аттестационной комиссии в названный перечень могут быть включены иные категории работников, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня для предоставления компенсаций по условиям труда в соответствии со статьями 62 и 157 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Вопрос: Каким образом проводить оценку условий труда на рабочих местах врачей, санитарок и др., занятых в рентгеновских кабинетах (работа с устройствами, генерирующими ионизирующее излучение)?

Ответ: Оценка условий труда при работах с ИИИ проводится в соответствии с требованиями главы 8 (таблица 7 приложение 1) Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 (далее - Инструкция).

Данная оценка проводится на рабочих местах работников (персонала), занятых на работах с ИИИ или находящихся по условиям работы в зоне их воздействия в течение более половины рабочего времени или двух часов непрерывно, независимо от продолжительности ежедневной работы, установленной законодательством.

Вместе с тем, следует отметить, что показатель фактора «мощность, рассеиваемая на аноде рентгеновской установки» оценивается на один класс ниже (но не ниже класса 3.1), если работники (персонал) непосредственно на рентгеновской установке заняты менее 50 процентов от полного рабочего дня, но выполняют свою трудовую функцию в рентгеновском отделении (кабинете) в условиях воздействия ионизирующего излучения в течение полного рабочего дня (п. 62 Инструкции).

В соответствии с пунктом 43 Инструкции лица, которые непосредственно не работают с ИИИ, но рабочие места которых находятся в помещениях, где проводятся работы с ИИИ, относятся к работникам (персоналу), находящемуся в зоне воздействия ионизирующего излучения (например, уборка производственных помещений радиационных объектов).

При рассмотрении данного вопроса учитывается то обстоятельство, что вредным фактором производственной среды является воздействие на организм человека ионизирующего излучения от работающей рентгеновской установки, которое может быть на рабочем месте только при включенном источнике рентгеновского излучения.

Например: При проведении исследований на рентгеновской установке аналогичной по мощности ≥ 1000 Ватт, оценка показателя фактора «мощность, рассеиваемая на аноде рентгеновской установки» учитывается по классу 3.3, если врачи – рентгенологи непосредственно на рентгеновской установке заняты более 50 процентов от полного рабочего дня.

Поскольку оценка вредных факторов, присутствующих на рабочем месте, производится в пределах одного класса, то в этом случае оценка показателя фактора «мощность дозы рентгеновского излучения» также выставляется по классу 3.3.

При наличии на рабочем месте врачей - рентгенологов двух и более показателей фактора класса 3.3 итоговая оценка условий труда устанавливается на один класс выше - 3.4.

При занятости врача - рентгенолога на рентгеновской установке менее 50 процентов, но более или равной 10 процентам, оценка показателя фактора «мощность, рассеиваемая на аноде рентгеновской установки» снижается на одну степень и оценивается классом 3.2. Соответственно, показатель фактора «мощность дозы рентгеновского излучения», также будет иметь оценку 3.2. Однако, в данном случае, полученные результаты не подлежат суммированию.

Таким образом, итоговая оценка фактора «ионизирующее излучение» будет соответствовать классу 3.2.

Информационно: Занятость персонала рентгеновских отделений (кабинетов) учитывается по нормам нагрузки в условных единицах, утвержденными приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь. За одну условную единицу принято время исследования длительностью 10 минут.

При 30 часовой рабочей неделе (6 часовой рабочий день) 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), составляет 4,8 часа (~ 290 мин., то есть 29 условных единиц.) Занятость более половины в смену (свыше 50 % от полного рабочего дня) составляет более 2,4 часа (~ 144 мин.), что при проведении рентгенологических исследований соответствует свыше 14 условных единиц.

Условия труда врачей - рентгенологов, рентгенолаборантов, врачей - хирургов, анестезиологов, других работников (персонала), постоянно занятых в кабинетах рентгенокомпьютерной диагностики, ангиографических кабинетах, рентгенооперационных, оцениваются по тем же критериям, что и персонала, занятого в рентгеновском кабинете.


Вопрос: Из документов по аттестации рабочего места по условиям труда следует, что на работника какой-либо фактор производственной среды оказывает влияние 30 процентов рабочего времени. Означает ли, что этот работник не занят с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день?

Ответ: Под полным рабочим днем в данной ситуации понимается выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом в 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включаются подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время.

В ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) оценке подлежат все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные выполнением работы, предусмотренной в ЕТКС для данной профессии и ЕКСД для данной должности, а также должностной инструкцией, трудовым договором.

Оценка условий труда при аттестации проводится для установления классов (степеней) вредности и (или) опасности условий труда.

Одним из документов по аттестации является карта фотографии рабочего времени (далее - карта), которая прилагается к карте аттестации рабочего места по условиям труда. В карте отражается в том числе время воздействия фактора производственной среды на работника (время воздействия фактора следует не путать с занятостью в течение полного рабочего дня), время регламентированных перерывов.

Оценка факторов производственной среды проводится с учетом времени их воздействия. В частности, если влияние вредного и (или) опасного фактора производственной среды на работника составляет от продолжительности рабочего времени менее 50 и до 10 процентов (включительно), то класс условий труда снижается на одну степень.

Согласно статьям 55 и 133 Трудового Кодекса Республики Беларусь организация учета рабочего времени возложена на нанимателя. В связи с этим порядок учета дней, в которые работник полный рабочий день (не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством) был занят с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации, устанавливается нанимателем самостоятельно и учет ведется в удобной для него форме.

Вопрос: Статьей 225 предусмотрено право работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на оплату в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск. Какие из компенсаций предоставляются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда?

Ответ: Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.


Вопрос: Необходимо ли заводить новые журналы по охране труда после изменения юридического адреса и наименования одного из структурных подразделений организации (при прежнем составе работников, без смены рабочих мест, эксплуатируемого оборудования и используемых материалов).

Ответ: При изложенных обстоятельствах замена журналов регистрации инструктажа по охране труда, ежедневного и ежемесячного контроля за состоянием охраны труда не требуется. Вместе с тем, на обложках журналов наименование структурного подразделения следует привести в соответствие с действующими документами.

Вопрос: Возможна ли эксплуатация, обслуживание и ремонт оборудования, изготовленного до 28 июля 2004 г., и на которое технической документацией завода-изготовителя не предусмотрено выполнение отдельных требований Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов, утвержденных постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 7/92, с учетом разработки и реализации дополнительных мероприятий по обеспечению требований безопасности при его эксплуатации, обслуживании и ремонте?

Ответ: Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 (далее – МОПОТ), определено:

п. 2: Требования по охране труда, содержащиеся в МОПОТ, распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

п. 3: Требования по охране труда, содержащиеся в МОПОТ, обязательны для исполнения при: проведении производственных и технологических процессов, организации труда работающих; эксплуатации производственного и технологического оборудования (далее – оборудование).

п. 6: При отсутствии в МОПОТ, иных нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

п. 99: Безопасность при эксплуатации оборудования обеспечивается путем: проведения своевременного и качественного технического обслуживания и ремонта в порядке и сроки, установленные эксплуатационными документами организаций-изготовителей, техническими нормативными правовыми актами для оборудования конкретных групп, видов, моделей (марок); внедрения более совершенных моделей (марок) оборудования, конструкций оградительных, предохранительных, блокировочных, ограничительных и тормозных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации, дистанционного управления; вывода из эксплуатации травмоопасного оборудования.

Таким образом, при соблюдении работодателем вышеизложенных требований безопасности возможна эксплуатация, обслуживание и ремонт оборудования, изготовленного до 28 июля 2004 г.


Последние новости
22.09.2016
В рамках инициированного Белорусским союзом женщин благотворительного движение «С любовью к Беларуси», Российский спонсор, руководитель группы компаний «Сансити» Власюк Николай Николаевич, безвозмездно передал Белорусскому союзу женщин 6 автомобилей ГАЗ 3221 2016 года выпуска на сумму 125 тыс. долларов.

Церемония передачи автомобилей состоялась 21 сентября в Москве в Посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации.

В торжественной церемонии приняли участие Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский союз женщин» Марианна Щёткина, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петришенко, руководитель группы компаний «Сансити» Николай Власюк, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Иван Бамбиза, мэр Можайска Василий Овчинников, Герой России Евгений Черняев, Народный артист России Юрий Антонов.
...