Главная - Государственная экспертиза условий труда - Надзорная деятельность



«Осуществление надзорной деятельности органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»

Надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляют в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510. Проведение проверок контролирующими (надзорными) органами должно осуществляться с применением в пределах их компетенции соответствующих форм и способов.

Данный вид надзора в Министерстве труда и социальной защиты в пределах компетенции осуществляется управлением охраны и госэкспертизы условий труда.

Должностные лица органов госэкспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты:

заместитель Министра труда и социальной защиты - главный государственный эксперт Республики Беларусь по условиям труда;
начальник управления охраны и госэкспертизы условий труда - заместитель главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда;

начальник отдела государственной экспертизы условий труда управления охраны и госэкспертизы условий труда - государственный эксперт Республики Беларусь по условиям труда;
консультант, главные специалисты отдела государственной экспертизы условий труда управления охраны и госэкспертизы условий труда - государственные эксперты Республики Беларусь по условиям труда.

На базовом уровне надзор за соблюдением указанного законодательства осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы (облисполкомы и Минский горисполком) в лице управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите.

Должностные лица органов госэкспертизы комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов:

заместители председателей комитетов - главные государственные эксперты областей и г. Минска по условиям труда;

начальники управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов – заместители главных государственных экспертов областей и города Минска по условиям труда;

заместители начальников управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов - государственные эксперты областей и города Минска по условиям труда;

главные (ведущие) специалисты управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов - государственные эксперты областей и города Минска по условиям труда.

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 28 сентября 2012 г. № 103 «О надзоре за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» определены основные формы и способы осуществления Министерством надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Основными формами осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются проведение:

проверки соблюдения проверяемым субъектом названного законодательства, а также выполнения уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам.

Мониторинг является формой предупредительного (профилактического) надзора, заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, применяемой контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объекта и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

Например, подготовка рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;

информирование субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
проведение семинаров, круглых столов и т.п.

Важно знать!

В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» контролирующим (надзорным) органам при осуществлении в отношении субъектов предпринимательской деятельности мониторингов и других аналогичных мероприятий, не являющихся проверками, запрещается использовать полномочия, предоставленные данным органам для проведения проверок.


Способами осуществления проверки соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются:

посещение и осмотр территории, производственных помещений и рабочих (его) мест (а) с вредными и (или) опасными условиями труда проверяемого субъекта;

истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий), информации, в том числе в электронном виде;

проведение государственной экспертизы условий труда;

вызов представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, и другие».

Перечень основных нормативных правовых актов, применяемых в ходе осуществления надзорной деятельности органами государственной экспертизы условий труда


Последние новости