Главная - Трудовые отношения - Новое в трудовом законодательстве - Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 года №156

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь

от 5 апреля 2012 года № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений»

Указ Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 года № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» (далее - Указ) предусматривает установление предельного количества сверхурочных работ в год на уровне 180 часов, что на 60 часов больше ранее установленной нормы. Напомним, что до принятия Указа максимальный предел сверхурочных работ был ограничен 120 часами в год и не должен был превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд.

Одновременно Указом определяется, что сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 10 часов в рабочую неделю, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ - 12 часов. Такое ограничение максимально допустимого количества сверхурочных работ в день и неделю в законодательстве установлено не было.

Привлечение к сверхурочным работам работников, по-прежнему, должно осуществляться в соответствии с Указом на добровольной основе, т.е. только с согласия работника.

Кроме того, следует отметить, что к сверхурочным работам не допускаются:

беременные женщины;

женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

работники моложе 18 лет;

работники, обучающиеся без отрыва от производства в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий;

работники, освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением;

другие категории работников в соответствии с законодательством.

Исключительные случаи, когда работники могут привлекаться к сверхурочным работам без их согласия остались неизменными, к ним относятся случаи, возникающие:

при производстве работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения;

при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование.

Сверхурочные работы, выполненные в таких случаях, в предельное количество отработанных сверхурочно часов, т.е. в 180 часов в год, как и ранее, включаться не будут.

За работу в сверхурочное время предусмотрена повышенная оплата. На данный счет в законодательстве ничего не менялось и эти вопросы, по – прежнему, регулируются статьей 69 Трудового кодекса.

Помимо вопроса, связанного с установлением максимального количества сверхурочных работ, подпунктом 1.2 Указа определено, что работник вправе работать по совместительству полный рабочий день (смену) в случае вынужденной приостановки работы у нанимателя и по этой причине предоставления работнику отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по основному месту работы.

Возможность предоставления таких отпусков предусмотрена статьей 191 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), согласно которой при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, наниматель вправе с согласия работника (работников) предоставить ему (им) отпуск (отпуска) без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Норма Указа в этой части не распространяется на другие отпуска, предусмотренные законодательством о труде, в том числе статьями 189, 190 ТК.

Необходимо уточнить, что выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора является совместительством. Законодательством о труде установлено ограничение продолжительности работы по совместительству – не более половины нормальной продолжительности рабочего времени (как правило, не более 20 часов в неделю).

Таким образом, для категории работников, которым нанимателем в связи с временной невозможностью в полном объеме обеспечить работой предоставлен отпуск в соответствии со статьей 191 ТК, такое ограничение снимается.

Последние новости
23.02.2017
С какими проблемами идут на приёмы по Декрету №3 белорусы и как им помогают?Продолжаем тему, которая сегодня волнует многих белорусов. И, прежде всего, тех, кто получил извещения о необходимости уплатить сбор по Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Обращений от граждан оказалось немало. А потому, чтобы разобраться в ситуациях, организовали выездные приёмы граждан. Их, напомним, проводит Администрация Президента, а также депутаты. Обратиться можно и в комиссии при исполкомах. Даже несмотря на то, что срок уплаты уже истёк. Так что же считать тяжёлой жизненной ситуацией? И можно ли в будущем составить перечень подобных? Ответы, в том числе на эти вопросы, сегодня искали корреспонденты ОНТ.

Жизненная ситуация Андрея Аврамцева – из тех, о которых не хочется рассказывать всем. Особенно, если ты молодой крепкий парень, только вот диагноз (поставленный ещё в 12 лет – эпилепсия) не даёт даже строить планы на ближайшие сутки. Головные боли до обмороков, постоянная реабилитация. Однако парню удалось закончить колледж, но вот работу найти так и не смог.

Андрей Аврамцев, житель г.Гомеля: «Я на бирже даже стоял, меня отправляли на химзавод – там увидели мой диагноз и сказали «нет», сказали, что я не подхожу, на мясокомбинате тоже посмотрели, сказали «вы не подходите», поэтому я не знаю даже, куда мне устроиться. Я, конечно, хочу работать».
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...