Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО об обеспечении безопасности труда и предупреждении несчастных случаев на производстве при подготовке и проведении весенне-полевых работ в 2013 году

<style type="text/css">.style2 { text-align: justify; text-indent: 45px; } </style>

Информационное письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
об обеспечении безопасности труда и предупреждении несчастных случаев на производстве при подготовке и проведении весенне-полевых работ в 2013 году

В организациях агропромышленного комплекса Республики Беларусь (далее – организации АПК) приближается пора проведения массовых механизированных весенне-полевых работ.

Как показывает практика, своевременное и качественное проведение весенне-посевной компании зависит от реализации работодателями организационно-технических мероприятий, включающих в себя и мероприятия по обеспечению охраны труда при организации рабочих мест и проведении производственных процессов.

Вместе с тем, приходится констатировать, что большинство из несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в организациях АПК, являются следствием нарушений установленных нормативных требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.

Так, 10 мая 2012 г. в результате дорожно-транспортного происшествия погиб тракторист-машинист коммунального сельскохозяйственного предприятия «Совхоз имени Машерова» Сенненского района Витебской области. Возвращаясь с поля после выполнения работ по внесению минеральных удобрений, потерпевший не справился с управлением трактора МТЗ-1221, который съехал в кювет и перевернулся. Выброшенный в результате опрокидывания из кабины трактора потерпевший был придавлен его колесом.

В ходе проведения специального расследования установлено, что потерпевший был лишен прав на управление транспортным средством. Кроме того, к выполнению работ он был допущен без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда. Следует также отметить, что в момент травмирования потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения (3,5 промилле).

7 мая 2012 г. травму с тяжелым исходом получил полевод открытого акционерного общества имени Коржа Солигорского района Минской области. Находясь при посадке картофеля на бункере полунавесной четырехрядной картофелесажалки, нога потерпевшего была захвачена верхней частью барабана высаживающего аппарата.

В разработанной технологической карте по возделыванию картофеля отсутствовали требования безопасности к технологическим процессам. Как следствие, тракторист-машинист начал движение трактора МТЗ-826, агрегатированного картофелесажалкой, не убедившись в отсутствии людей на ней. Кроме того, потерпевший не был обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Не уделяется должного внимания созданию условий для безопасного производства работ при протравливании семян и выполнении работ в складских помещениях.

Так, 27 апреля 2012 г. слесарь сельскохозяйственного унитарного предприятия «Экспериментальная база «Стреличево» Хойникского района Гомельской области при переходе из верхней галереи семенного склада в машинный зал в результате потери устойчивости упал на металлическую стойку приемного бункера и получил тяжелую травму. Установлено, что переход высотой 0,45 м не был оборудован дополнительной ступенькой или деревянным трапом.

Многочисленные нарушения правил охраны труда допускаются и при проведении ремонтных работ в механических мастерских. На местах зачастую игнорируются требования безопасности, установленные Правилами по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденными постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 14.

Так, 3 марта 2012 г. травмы, несовместимые с жизнью, получил водитель автомобиля сельскохозяйственного производственного кооператива «Демидовичский» Костюковичского района Могилевской области.

При проведении работ в ремонтной мастерской по накачиванию колеса автомобиля МАЗ произошла его разгерметизация (срыв замочного и бортового колец), в результате чего выброшенным ободом колеса травмировало потерпевшего.

Причиной несчастного случая явился допуск к выполнению шиномонтажных работ потерпевшего, не имеющего смежной профессии монтировщика шин и шинно-пневматических муфт, не прошедшего в установленном порядке стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда. Кроме того, накачивание шины производилось не в специальном металлическом ограждении.

28 марта 2012 г. тракторист-машинист сельскохозяйственного производства на территории машинно-тракторного парка открытого акционерного общества «Кухчицы» Клецкого района Минской области получил тяжелую травму. Потерпевший, в нарушение инструкции по охране труда передвигаясь в зоне направления разлаживания секций культиватора КШП-8, был придавлен одной из опустившихся секций при переводе ее из транспортного положения в рабочее.

Мониторинг причин происшедших несчастных случаев показывает, что основными явились:

допуск к выполнению работ с повышенной опасностью работников, не имеющих соответствующей специальности, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

нарушение работниками требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента;

невыполнение должностными лицами обязанностей по организации производства работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов по охране труда;

несоблюдение работниками требований трудовой и производственной дисциплины.

Приведенный перечень основных причин указывает, что в первую очередь от работодателей требуется организовать и постоянно совершенствовать работу по обеспечению системного подхода к решению проблем безопасности труда, управлению существующими рисками травмирования работников. По-прежнему самое пристальное внимание необходимо уделять работе по разработке организационно-технических мероприятий, выработке и принятию управленческих решений, направленных на обеспечение безопасности труда при организации и проведении работ.

В целях обеспечения безопасности труда, профилактики и недопущения производственного травматизма работников, занятых на весенне-полевых работах Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным рекомендовать Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Комитетам и управлениям обл-райисполкомов по сельскому хозяйству и продовольствию:

1. Организовать и провести семинары с руководителями и специалистами организаций АПК всех организационно-правовых форм собственности, проанализировав допущенные ранее нарушения требований охраны труда, а также обстоятельства и причины происшедших несчастных случаев.

2. Потребовать от руководителей подчиненных и расположенных на подведомственной территории организаций АПК:

разработать организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности труда на период подготовки и проведения весенне-полевых работ, позволяющие выявлять и оценивать риски травмирования работников;

перед началом массовых весенне-полевых работ провести с работниками внеплановый инструктаж по охране труда по профессиям и всем видам выполняемых ими работ. Не допускать к работе работников, не прошедших обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;

организовать производство почвообрабатывающих, посевных и посадочных работ в соответствии с требованиями Правил по охране труда при производстве и послеуборочной обработке продукции растениеводства, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 15 апреля 2008 г. № 36;

не допускать к эксплуатации тракторы, сельскохозяйственные машины и агрегаты, не отвечающие требованиям безопасности, не прошедших технических осмотров инспекторами Гостехнадзора. Провести комиссионную приемку подготовленной для проведения весенне-полевых работ техники, в том числе и на соответствие ее требованиям безопасности труда;

обеспечить контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда, безопасных приемов и методов работ. Приостанавливать работы в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью работающим и несоблюдения ими трудовой и производственной дисциплины. Не допускать к работе (отстранять от работы) работников, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения;

обеспечить работников, в соответствии с установленными нормами, средствами индивидуальной защиты, в том числе непосредственно обеспечивающих безопасности труда;

ужесточить контроль и спрос за соблюдением работниками требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

обеспечить проведение периодического контроля за соблюдением состояния охраны труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159;

назначать старших из числа работающих при групповой работе и обслуживании машин;

следить за безопасным производством работ по ремонту и обслуживанию техники в стационарных и полевых условиях;

составить маршруты передвижения техники с одного участка производства на другой. Исключить случаи использования тракторов и автомобилей не по назначению, установить контроль за их передвижением к местам выполнения работ;

организовать перевозку работников, а также лиц, привлекаемых к выполнению сельскохозяйственных работ, на автобусах или специально оборудованных автомобилях;

проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей и механизаторов. Организовать хранение транспортных средств в специально отведенных местах.

Последние новости
28.02.2017

В последние годы численность населения республики растет. Так, на 1 января 2013 года было 9 464 тыс. жителей, на 1 января 2014 года - 9 468 тыс., на 1 января 2015 года - 9 481 тыс., на 1 января 2016 года - 9 498 тыс. человек.

Численность жителей Минска за 2016 год возросла на 15 тыс. человек и достигла на 1 января 2017 года 1 974,8 тыс. На втором месте - Минская область (1 423 тыс.), на третьем - Гомельская область (1 420,6 тыс.). Среди регионов республики меньше всего жителей насчитывается в Гродненской области - 1 047,5 тыс. человек.
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...