Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях на производстве, происшедших при производстве строительных и строительно-монтажных работ

Сообщения о несчастных случаях на производстве, происшедших при производстве строительных и строительно-монтажных работ, регулярно пополняют общую статистику травмированных на производстве в республике.

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в организациях всех организационно-правовых форм, выполняющих вышеназванные работы, за 2015 год 28 человек погибло, что составляет 22,6 процента от общего числа получивших травмы со смертельным исходом. При этом удельный вес погибших в строительной отрасли вырос на 1,7 процента по сравнению с 2014 годом на фоне снижения объемов строительных работ.

Только в организациях, подчиненных Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, в результате несчастных случаев на производстве в 2015 году 11 работников погибли и 38 – получили тяжелые производственные травмы (в 2014 году – 8 и 40 соответственно).

Особо при этом необходимо отметить, что нарушение установленных правил и норм безопасности труда со стороны нанимателей были выявлены почти в 73 процентов случаев, повлекших гибель людей (по республике – 57,8 процента). Кроме того, в ОАО «Управление механизации № 88» (г. Минск), ОАО «Строймаш» (г. Минск) работники получили тяжелые производственные травмы, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

В организациях коммунальной формы собственности, осуществляющих строительную деятельность, в 2015 году зарегистрировано 2 несчастных случая со смертельным исходом и 18 – приведших к тяжелым производственным травмам (в 2014 году – 8 и 29 соответственно).

Основными видами происшествий, повлекших несчастные случаи на строительных объектах, явились падение потерпевших с высоты, а также падение на них или обрушение конструкций зданий и сооружений, обвалы предметов, материалов, грунта. Кроме того, травмирование работающих обуславливалось воздействием движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов.

Проводимый мониторинг причин несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях, осуществляющих строительную деятельность, показывает, что основными из них являются нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда – 30 процентов, также невыполнение должностными лицами обязанностей по охране труда - 25 процентов. В то же время по республике указанные причины составляют соответственно 20,5 и 16,9 процента от их общего числа.

Особую тревогу вызывает тот факт, что неприменение потерпевшими выданных им средств индивидуальной защиты составило 15 процентов от общего числа установленных причин (по республике – 2,1 процента).

Кроме того по 10 процентов составил удельный вес причин, обусловленных эксплуатацией неисправных, несоответствующих требованиям безопасности машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента; отсутствием, некачественной разработкой, нарушением требований проектной документации (по республике соответственно 3,7 и 4,4 процента).

Такие причины, как несоответствие технологического процесса требованиям по охране труда и недостатки в организации рабочих мест, имели место каждая в 5 процентах случаев (по республике соответственно 1,2 и 3,8 процента).

Нельзя не указать, что в строительных организациях коммунальной формы собственности 20 процентов причин составили недостатки в обучении, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда.

Наличие перечисленных причин и их удельный вес недопустимы для строительного производства, так как абсолютное большинство работ, выполняемых на строительных объектах, отнесены к категории с повышенной опасностью.

Таким образом, обеспечить безопасность труда необходимо принимая соответствующие управленческие решения уже на стадии организации строительного производства, как при строительстве новых, так и при реконструкции и ремонте действующих объектов.

В соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 396, состав и содержание решений по обеспечению безопасности труда должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.

При строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов.

Безопасность труда должна обеспечиваться на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (проект организации строительства, проект производства работ, технологические карты и др.).

Осуществление строительно-монтажных работ без утвержденного проекта организации строительства и проектов производства работ запрещается. Отступления от решений проектов организации строительства и проектов производства работ без согласования с организациями, разработавшими и утвердившими их, не допускаются. С проектом производства работ работники должны быть ознакомлены (за подписью) до начала производства работ.

Производственные территории, участки работ и рабочие места должны быть подготовлены для обеспечения безопасного производства работ.

Подготовительные мероприятия должны быть закончены до начала производства работ. Окончание подготовительных работ на строительной площадке должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда.

Производство работ на строительном объекте следует вести в технологической последовательности. Завершение предшествующих работ является необходимым условием для подготовки и выполнения последующих.

При необходимости совмещения работ должны разрабатываться дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности их выполнения.

Производство строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия необходимо осуществлять при выполнении мероприятий, предусмотренных разработанными проектом организации строительства и проектом производства работ.

При совместной работе на строительной площадке нескольких подрядных организаций генеральный подрядчик должен осуществлять контроль за состоянием условий труда на строительном объекте. С его стороны необходимо проводить самостоятельно и требовать от субподрядных организаций обеспечивать организаторскую и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, соблюдению требований по охране труда.

В случае возникновения на объекте опасных условий, вызывающих реальную угрозу жизни и здоровью работников, генеральная подрядная (субподрядная) организация должна оповестить об этом всех участников строительства и предпринять меры для вывода людей из опасной зоны.

При разборке и демонтаже зданий и сооружений в процессе их реконструкции или сноса необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы.

Правильная организация строительных и строительно-монтажных работ со стороны должностных лиц и неукоснительное соблюдение требований по охране труда при их выполнении со стороны работающих, должно стать приоритетным направлением в системе мер по профилактике производственного травматизма.

С учетом изложенного, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в целях недопущения несчастных случаев на производстве при строительстве, реконструкции и ремонте объектов предлагает Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1. Проанализировать ситуацию с травмированием работников при производстве строительных и строительно-монтажных работ и принять исчерпывающие меры по недопущению несчастных случаев.

2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

2.1. обеспечить выполнение строительных и строительно-монтажных работ в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, в том числе в соответствии с требованиями технических кодексов установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Общие требования» и ТКП 45-1.03-44-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство», утвержденных и введенных в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 334;

2.2. ужесточить контроль за исполнением должностными лицами и работниками обязанностей, определенных законодательством, а также принять должные меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Последние новости
23.02.2017
С какими проблемами идут на приёмы по Декрету №3 белорусы и как им помогают?Продолжаем тему, которая сегодня волнует многих белорусов. И, прежде всего, тех, кто получил извещения о необходимости уплатить сбор по Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Обращений от граждан оказалось немало. А потому, чтобы разобраться в ситуациях, организовали выездные приёмы граждан. Их, напомним, проводит Администрация Президента, а также депутаты. Обратиться можно и в комиссии при исполкомах. Даже несмотря на то, что срок уплаты уже истёк. Так что же считать тяжёлой жизненной ситуацией? И можно ли в будущем составить перечень подобных? Ответы, в том числе на эти вопросы, сегодня искали корреспонденты ОНТ.

Жизненная ситуация Андрея Аврамцева – из тех, о которых не хочется рассказывать всем. Особенно, если ты молодой крепкий парень, только вот диагноз (поставленный ещё в 12 лет – эпилепсия) не даёт даже строить планы на ближайшие сутки. Головные боли до обмороков, постоянная реабилитация. Однако парню удалось закончить колледж, но вот работу найти так и не смог.

Андрей Аврамцев, житель г.Гомеля: «Я на бирже даже стоял, меня отправляли на химзавод – там увидели мой диагноз и сказали «нет», сказали, что я не подхожу, на мясокомбинате тоже посмотрели, сказали «вы не подходите», поэтому я не знаю даже, куда мне устроиться. Я, конечно, хочу работать».
...
21.02.2017
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы» от 17 февраля 2017 г. № 149 принято в целях реализации гендерной политики в Республике Беларусь и выполнения международных обязательств в развитие основополагающих международных документов в сфере прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Международный пакт по экономическим и социальным правам, Универсальный периодический обзор по правам человека и другие.

Достижения и вызовы в реализации национальной гендерной политики были представлены делегацией Республики Беларусь в ходе презентации восьмого периодического доклада о выполнении нашей страной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2016 г.).

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы является пятым программным документом, направленным на содействие выполнению Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, включая совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
...