Главная - Гендерная политика - Публикации - Статьи - Гендерное образование предотвращает насилие



Гендерное образование предотвращает насилие

ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДОТВРАЩАЕТ НАСИЛИЕ


В чем причина детской агрессии? Как гендерное образование может помочь в решении проблемы домашнего насилия? Эти и другие вопросы обсуждались на Международной конференции по предупреждению жестокого обращения с детьми «Две стороны одной медали».

Конференция состоялась 1 ноября 2012 года в Международном образовательном центре IBB в г. Минске в рамках совместного проекта четырех стран (Беларусь, Эстония, Дания и Норвегия). Партнером данного проекта с белорусской стороны является Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети — не для насилия». Проект реализуется при поддержке Совет Министров Северных стран (Nordic Council of Ministers).

Белорусские и иностранные специалисты обсудили фактор семьи и воспитания в проблеме домашнего насилия. По мнению участников конференции, эффективным способом профилактики насилия в семье служит гендерное образование.

Факторов и уровней, порождающих насилие, очень много: личностный, семейный, общественный. В этой ситуации наиболее подверженными к насилию являются дети. Физическая, психическая и социальная незрелость, общая зависимость от взрослых делает детей наиболее уязвимыми для насилия.

— Многие дети считают агрессивное поведение нормой, — отмечает психолог Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера Анна Симоненко,— это следует из практики насилия, которую дети усваивают в семье. Семьи, в которых отношения строятся на насилии (психологическом, физическом, экономическом, сексуальном), входят в группу риска, так как выросшие в такой атмосфере дети либо становятся жертвами насилия, либо подвергают насилию близких.

Главными действующими лицами в профилактике гендерного насилия являются родители. Наиболее сильные впечатления дети получают в раннем возрасте, когда только начинают познавать окружающий мир и своё тело, принадлежность к полу. В этот период они перенимают модели поведения от самых близких им людей — родителей. Ребёнку присуща сильная эмоциональная зависимость от родителей, поэтому если отношения близких дают пример агрессивности, это сказывается негативно на детской психике.

— Травмой может послужить ситуация, когда в благополучной семье ребенок становится нечаянным свидетелем напряжённого разговора между родителями. В этом случае такое поведение близких людей может трактоваться им неправильно и оставить негативный отпечаток на детской психике,— рассказывает специалист ГУО «Республиканский институт высшей школы» доцент Анатолий Аладьин. Гендерные стереотипы в воспитании, конфликты при распределении ролей в семье, кризисы создают условия для травмы в благополучных семьях.

Выходя из семьи в общество — сначала в детский сад, затем школу,— ребенок примеряет практикуемые в семье ценности на окружающий мир. В то же время в коллективе дети усваивают новую информацию. При правильно организованном образовательном процессе дети дошкольного возраста, школьники должны овладеть определёнными знаниями по защите своего тела и своей личности.

— Дети должны знать телефоны горячей линии, места, куда можно обратиться за психологической консультацией,— считает магистр социологии, исследовательница гендерной проблематики Татьяна Щурко.— Также они должны уметь различать, какие действия являются фактами насилия, знать, что если они не могут обсудить волнующие их вопросы с родителями, то могут анонимно обсудить их со специалистами.

В Эстонии во всех детских садах запускается программа детского сексуального образования, цель которой дать основные знания по этой теме соответственно возрасту. Специалисты эстонского Тартуского центра поддержки детей считают, что давать представление о ценностях в семейных отношениях важно еще с детского сада, чтобы в дальнейшем молодёжь больше задумывалась об отношениях мужа и жены, о воспитании детей. В центре существует программа для родителей по ненасильственному воспитанию детей, тренинги для специалистов.

Если дети совершают насильственные действия, этому всегда есть причина.

— Если ребёнку присуще насильственное поведение, это значит, что он испытал над собой насильственное действие либо влияет среда, где проявляется высокий уровень сексуальности,— считает директор эстонского Тартуского центра поддержки детей Лемме Халдре.— Возможно, родители смотрят при ребёнке порнографические фильмы или фильмы со сценами насилия, либо в присутствии ребёнка совершаются какие-то сексуальные действия.

Своевременное распознавание случаев сексуального травмирования ребёнка является одним из наиболее эффективных способов профилактики гендерного насилия. Заподозрить травму можно по таким симптомам, как высокий уровень возбуждённости, нервозность, замкнутость, блокировка интеллекта. Это проявляется в плохой успеваемости в учёбе, отсутствии детской непосредственности и радости, нежелание играть. Как родители, так и специалисты дошкольных учреждений и школы должны узнать истинную причину подобного поведения ребёнка и помочь справиться с ситуацией.

В Беларуси городским общественным объединением «Дети — не для насилия» разработан тренинг «Подростки сегодня — родители завтра» по обучению неконфликтным отношениям в семье и профилактике домашнего насилия будущих родителей. В центре поддержки детей города Тарту, Эстония, специалисты проводят обучающий тренинг для медицинских сотрудников. Студенты 2 курса учатся выявлять случаи, когда в семье может быть что-то не в порядке. При этом медработник должен знать, как найти правильный подход к родителям в подобной ситуации и дать совет, куда обратиться за консультацией. Зачастую случается, что мама, узнав от психолога о возможной травме ребенка, отказывается верить этому и перестает приходить на приемы. Специалист теряет возможность помочь ребенку и повлиять на ситуацию. Между тем квалифицированная помощь необходима каждому ребенку-участнику насилия: и пострадавшему, и агрессору, который, вполне вероятно, совсем недавно сам был жертвой насилия и воспроизвел ситуацию.

Сейчас в мире разрабатывается совершенно новое направление по профилактике насилия — это работа с несовершеннолетними, совершившими насильственное действие.

— Долгое время работали только со взрослыми насильниками. Теперь ведётся работа как со взрослыми , так и с подростками,— рассказывает эстонская психотерапевт Милле Роомельди.— Важно иметь в виду, что, по статистике, насилие, как правило, совершается над сверстниками. Когда это произошло впервые, необходимо выявить причину и постараться им помочь, не только наказывать.

В Беларуси деятельность по оказанию помощи детям, совершившим насилие, только начинает развиваться,— рассказывает председатель правления Городского общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети — не для насилия» Маргарита Пряхина.— Как правило, у нас принято относиться к ребёнку, совершившему правонарушение, как к преступнику. Если подростку 16–17 лет, и он совершает сексуальное насилие над младшими детьми, по закону, он совершает уголовно наказуемое деяние. Но, по сути, чаще всего агрессор и сам является жертвой. Яркий пример того, что помогать и лечить нужно и агрессора, и жертву, это когда сексуальное насилие происходит в одной семье между братьями и сёстрами.

Маргарита Пряхина приводит в пример работу датского центра «Янус», где предоставляется помощь таким семьям. Специалисты помогают выстраивать отношения родителей к детям и детей между собой после совершения преступления. У нас о таком частном виде насилия ещё не говорят, как мало говорят и о насилии в семье в общем.

Для предупреждения насилия важно работать одновременно на всех уровнях, улучшать психологический, моральный климат, создавать благоприятные для жизни условия, повышать уровень экономического благосостояния семьи. По мнению эстонских специалистов, главное в профилактической работе по предотвращению насилия — это говорить о насилии, рационально и целенаправленно работать над проблемой. В этом случае люди получают сигнал, что подобное поведение недопустимо. Эффективность отсутствует, если работа ведется формально либо только на одном уровне.

В более широком контексте основной целью гендерного подхода в образовании, по мнению Татьяны Щурко, является освобождение учебно-воспитательного процесса и школьной среды от гендерных стереотипов и четких предписаний к поведению детей по фактору пола.

— Акцент должен быть смещен на создание пространства для проявления индивидуальности каждой личности независимо от принадлежности к полу, воспитание вестись в духе равноправного (эгалитарного) партнерства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности. Каждая личность должна обладать возможностями всего многообразия выборов и моделей поведения. Существующие сегодня гендерная асимметрия в обществе, жесткие предписания в отношении поведения и жизнеопределения женщин и мужчин провоцируют как дискриминацию женщин в обществе, так и разнообразные проблемы мужчин, например, со здоровьем.

Насилие на гендерной почве и самая его распространенная форма — домашнее насилие — является одним из самых частых проявлений гендерного неравенства. Гендерное образование — важный шаг на пути к решению этой проблемы.


Фото: Международная конференция по предупреждению жестокого обращения с детьми «Две стороны одной медали».


Последние новости