Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

Онлайн-конференция по вопросам совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере

29 10 2019 16:00 - 17:00
Лобович Андрей Валентинович
Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
Лукьянчикова Татьяна Анатольевна
Заместитель начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Онлайн-конференция по вопросам совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Гришко Дмитрий Васильевич, г. Витебск:

В настоящее время в некоторых организациях за работу в отрасли, по коллективному договору дается день к отпуску. Стаж работы по специальности (в отрасли) с 1 января 2020 года учитываться не будет. Будет ли нарушением, если эта норма останется в коллективном договоре?

Лобович Андрей Валентинович:

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.

Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.

При установлении порядка и условий предоставления дополнительного отпуска за стаж работы в отрасли полагаем целесообразным в локальном правовом акте организации определить конкретный порядок исчисления указанного стажа (какие периоды и в каких организациях учитываются).

Варяг Галина Петровна, г. Минск:

Остаются ли выплаты материальной помощи согласно коллективному договору на рождение ребенка, к юбилейным датам, в связи со смертью работника или близких родственников?

Лобович Андрей Валентинович:

Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 определено что размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

При этом определено, что материальная помощь, как правило, оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Таким образом, в положении об оказании материальной помощи, утвержденном руководителем бюджетной организации, могут быть предусмотрены и иные основания оказания материальной помощи.

Калинина Татьяна Петровна, г. Жодино:

Пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 гласит: «На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом РБ». Средства на оказание материальной помощи в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов устанавливаются за счет всех источников или за счет средств внебюджета этот размер можно увеличить?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 установлен конкретный размер средств, которые ежегодно можно направлять на оказание материальной помощи – 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, независимо от источников их финансирования. Т.е. увеличивать установленный Указом размер средств, направляемых на материальную помощь нельзя. При этом на материальную помощь работников, содержащихся за счет бюджета, направляются средства бюджета в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников, а на материальную помощь работников, содержащихся за счет внебюджета, направляются внебюджетные средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников.

Павловская Анна Вячеславо, г. Мозырь:

>Может ли руководитель бюджетной организации определять какие-либо стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены государственным органом?

Лобович Андрей Валентинович:

Руководитель бюджетной организации, подчиненной и (или) входящей в состав (систему) соответствующих государственных органов, а также бюджетной организации, подчиненной местным исполнительным и распорядительным органам, относящейся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов, не может определять стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены вышестоящим государственным органом.

Пунктом 10 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 установлено, что руководителями указанных бюджетных организаций определяются только размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам этих бюджетных организаций, если указанные размеры и порядок не определены государственными органами, в подчинении которых они находятся (или относятся к их сфере (области) деятельности).

Ванюшкина Антонина Михайловна, г. Чериков:

Указом Президента Республики Беларусь № 27 определено, что работникам бюджетных организаций выплачивается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. Будет ли устанавливаться данная надбавка внешнему совместителю бюджетной организации, если его основное рабочее место - в организации, не являющейся бюджетной?

Лобович Андрей Валентинович:

Да. Согласно нормам главы 32 Трудового кодекса совместительство – это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.

Следовательно, период работы по совместительству в бюджетной организации относится к периоду работы в бюджетной организации и работнику, работающему на условиях совместительства, устанавливается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях.

При этом надбавка за стаж работы в бюджетных организациях будет выплачиваться пропорционально отработанному времени.

Козловский Максим Викторович, г. Кобрин:

Какой тарифный разряд установить с 1 января 2020 года старшему кассиру?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Частью второй пункта 5 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1, определено, что наименование производной должности «старший» предусматривается для должностей специалистов (код категории – 2), по которым не установлено квалификационное категорирование.

Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего «кассир» (код категории – 3). Следовательно, применение производной «старший» по должности «кассир» не допускается.

Другим служащим, должности которых являются общими для всех видов экономической деятельности, в том числе кассиру, с 01.01.2020 устанавливается 2 тарифный разряд.

Петрова Ирина Владимировна, г.Береза, Брестской области:

Я работаю инспектором по кадрам в учреждении образования. Возможно ли обращение в Министерство труда и социальной защиты по вопросу определения статуса конкретной организации (бюджетная организация или нет)?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 утверждена Инструкция о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, которой определен порядок исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях.

Пунктом 8 этой Инструкции предусмотрен порядок получения сведений о статусе организаций для зачета (незачета) периодов работы конкретным работникам в стаж работы в бюджетных организациях.

При возникновении споров, связанных с определением стажа работы в бюджетных организациях, они рассматриваются в судебном порядке (пункт 11 Инструкции).

Минтруда и соцзащиты не уполномочено и не обладает информацией для отнесения организаций к бюджетным организациям. Такую информацию могут иметь государственные органы, в подчинении которых находятся (находились) организации, местные исполнительные и распорядительные органы по месту расположения организаций.

В Минтруда и соцзащиты могут направляться запросы по статусу организаций, находящихся в подчинении только этого министерства.

Колтович Зинаида Ивановна, г. Минск:

Являются ли открытые и закрытые акционерные общества (ОАО, ЗАО) бюджетными организациями?

Лобович Андрей Валентинович:

Согласно статьи 2 Бюджетного кодекса бюджетная организация – организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.

Исходя из приведенной нормы, открытые и закрытые акционерные общества бюджетными организациями не являются.

Маркелов Павел Олегович, Минская область:

Подлежат ли зачету в стаж работы в бюджетных организациях с 1 января 2020 года периоды: регистрации граждан в качестве безработных в центрах занятости населения; осуществления гражданином ухода за инвалидами 1 и 2 группы с выплатой пособий территориальными управлениями социальной защиты?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Согласно пункту 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в организациях Республики Беларусь (бюджетных и организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).

Учитывая изложенное, периоды регистрации в качестве безработных в региональных центрах занятости населения и осуществления ухода за инвалидами 1 и 2 групп в стаж работы в бюджетных организациях не засчитываются.

Козлова Софья Петровна, г. Минск:

Согласно постановлению Минтруда от 12.01.2000 № 4 в стаж работы по специальности по решению нанимателя засчитываются периоды работы в организациях независимо от их форм собственности, если характер выполняемой работы был аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации.

С 1 января 2020 года в стаж работы засчитывается только периоды работы в бюджетных организациях. То есть заработная плата работника уменьшится?

Лобович Андрей Валентинович:

Нет, заработная плата работника с 01.01.2020 уменьшиться не может, так как в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.

Таким образом, возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.

1  2  3