Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

Государственная поддержка семей, воспитывающих детей

31 марта 2015 15:00 - 16:00
Румак Александр Алексеевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
Артеменко Марина Борисовна
Заместитель начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Белаш Светлана Николаевна
консультант отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Коваль Светлана Ивановна
консультант управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Капыльская Лариса Ивановна
Начальник управления социального страхования и пенсий Фонда социальной защиты населения
Государственная поддержка семей, воспитывающих детей

ПРОШЕДШИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
25 октября 2018 | 15:00 - 25 октября 2018 | 16:00

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Антоненко Денис Станиславович, Гомель:

Здравствуйте. В 2014г. из государственной адресной социальной помощи 137.7 млрд.руб было направлено на возмещений затрат на приобретение позгузников, это составляет почти 32% от всей государственной адресной социальной помощи. Неужели в нашей стране нет более необходимых направлений оказания адресной социальной помощи?

Румак Александр Алексеевич:

Приоритетным направлением государственной социальной политики республики является социальная поддержка наиболее уязвимых категорий населения.

Пять социальных выплат, предоставляемых в рамках системы адресной помощи, охватывают значительное число нуждающихся граждан и имеют различные цели предоставления. Выплачиваемые суммы позволяют поддерживать доходы малообеспеченных граждан на уровне минимальной социальной гарантии (БПМ), обеспечивать продуктами питания малолетних детей, компенсировать расходы на приобретение жизненно важного средства гигиены (подгузников) и оплачивать технические средства социальной реабилитации для тех, кто в них нуждается.

Такой вид государственной адресной социальной помощи как социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, и инвалидам I группы, нуждающимся по медицинским показаниям в обеспечении подгузниками. Оно востребовано и позволяет повысить качество жизни граждан с тяжелыми формами заболеваний.

Следует также отметить, что такой вид адресной помощи принят в связи с многочисленными обращениями граждан и общественных объединений инвалидов.


Грушко А.Б., Минск:

Семья с ребенком в возрасте 1 года прибыла из Донецкой области (Украина). Являются гражданами Украины. 08.01.2015 получили разрешение на временное проживание в Республике Беларусь (ходотайство о предоставлении статуса беженца). Отец ребенка устроился на работу 13.01.2015 года и подал по месту работы заявление об уплате обязательных страховых взносов. Мать ребенка не работает, осуществляет за ребенком уход. 11.02.2015 года у них родился сын. 24.03.2015 получили статус дополнительной защиты в Республике Беларусь . Имеет ли семья право на пособие в связи с рождением ребенка ?

Румак Александр Алексеевич:

В соответствии с частью первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон) иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на государственные пособия в следующих случаях:

• если они постоянно проживают в Республике Беларусь;

• если им предоставлен статус беженца в Республике Беларусь;

• если они временно проживают в Республике Беларусь, на них распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование (далее – страховые взносы).

В полной семье право на государственные пособия согласно нормам Закона определяется в отношении матери (мачехи), соответственно и условия, предусмотренные частью первой статьи 1 Закона, предъявляются к матери (мачехе).

Из вопроса следует, что мать является временно проживающей в Республике Беларусь, уплата страховых взносов не производится, т.к. она не работает. Статуса беженца семья не имеет, поскольку дополнительная защита предоставляется иностранцу, в отношении которого принято решение об отказе в предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь (ст.2 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. N 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь»).

Пунктом 7 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569, предусмотрено, что при отсутствии у матери (мачехи) ребенка права на государственные пособия в соответствии с частью первой статьи 1 Закона, пособия могут быть назначены отцу (отчиму) только, если ребенок постоянно проживает в Республике Беларусь, т.е. зарегистрирован по месту жительства (месту пребывания) отца (отчима) в Республике Беларусь.

Граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь, только в случае, если они постоянно проживают в Республике Беларусь (пункт 2 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 г. № 413).

Семья в данном случае права на пособие в связи с рождением ребенка не имеет, поскольку на день рождения ребенка, который является днем возникновения права на это пособие, мать не относится к категории лиц, указанных в части первой статьи 1 Закона. Применить нормы пункта 7 Положения в данной ситуации также не представляется возможным, т.к. ребенок не является постоянно проживающим в Республике Беларусь.

Вместе с тем в случае, если мать ребенка будет состоять в трудовых отношениях (независимо от условия занятости – на условиях полного или неполного рабочего времени) с уплатой страховых взносов (в том числе, при последующем оформлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет) семья будет иметь право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Право на такое пособие также возникнет при получении семьей (одним из родителей и ребенком) разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, предоставлении семье статуса беженца в Республике Беларусь.


Жинко Полина андреевна, минск:

Я нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком. Организация систематически задерживает детские выплаты на 3-7 дней, ссылаясь на то что у них на счёту нет денег. Куда можно обратиться и как наказать директора? Спасибо

Капыльская Лариса Ивановна:

Уважаемая Полина Андреевна!
Обязанность по выплате пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет законодательством возложена на плательщика обязательных страховых взносов (нанимателя). В частности, в абзаце втором части второй статьи 5 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» предусмотрено, что организация, назначающая и выплачивающая пособие, обязана обеспечивать их своевременную выплату.

По вопросу несвоевременной выплаты пособия нанимателем Вы можете обратиться в суд.


Антанович Наталья Васильевна, Новополоцк:

Работаю в КУСХП "Ореховно" Ушачский р-н Витебская обл. В данный момент нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет (ребенку 4,5 месяца). 2 месяца(февраль, март) не получаю пособие на ребенка. На предприятии говорят, что нет денег на счету. Что мне делать в этой ситуации и куда мне обращаться?

Капыльская Лариса Ивановна:

Уважаемая Наталья Васильевна!
Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон) назначение и выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей (далее – пособия), осуществляются по месту работы получателя пособия в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда).

Если сумма начисленных пособий превышает сумму начисленных в бюджет фонда платежей, а также в случае несвоевременной выплаты заработной платы перечисление средств на выплату пособий производится областными (Минским городским) управлениями Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – управления Фонда) в установленном порядке.

Рекомендуем Вам обратиться в Ушачский районный отдел Витебского областного управления Фонда для оказания содействия в выплате пособия.

В случае несвоевременной выплаты пособий плательщиком и отсутствии оснований для финансирования расходов на выплату пособий Витебским областным управлением Фонда Вы вправе обратиться в суд.

Антипенко Ольга Васильевна, Минск:

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, сколько человек на данный момент уже обратилось за назначением семейного капитала по всей стране и по регионам в отдельности? Спасибо за ответ.

Румак Александр Алексеевич:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2015г. №128 "Об утверждении положения о порядке и условиях назначения финансирования (перечисления), распоряжения средствами семейного капитала" вступило в силу с 1 марта 2015 г. Соответственно, с этой даты местные исполнительные и распорядительные органы принимают заявления о назначении семейного капитала.

Учитывая, что приём документов осуществляется менее 1 месяца, оперативных данных о назначении семейного капитала не имеется. Информация о количестве граждан, которые открыли депозитные счета "Семейный капитал", будет предоставлена ОАО "АСБ Беларусбанк" Министерству труда и социальной защиты в мае.


Леонова Людмила Владимировна, Иваново:

Здравствуйте. Я нахожусь в декрет с двумя детьми. Детское пособие выплачивается с работы мужа. Но последние полгода пособие вовремя не дают, а зарплату еще за январь не выплатили. Мне в бухгалтерии сказали,что детские дают вместе с зарплатой. В этом месяце еще нет ни зарплаты,ни детских. Что нам делать и куда обращаться, чтобы решить этот вопрос? В прошлом году директору этой фирмы дали штраф за несвоевременную выплату,заплатили вовремя два месяца, а потом вообще зарплату частями стали давать. На жалобы не реагируют. Спасибо

Румак Александр Алексеевич:

Уважаемая Людмила Владимировна!
Обязанность по выплате пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет законодательством возложена на плательщика обязательных страховых взносов (нанимателя) (далее – плательщик).

Выплата пособия производится в дни выплаты заработной платы в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда).

Если сумма начисленных пособий превышает сумму начисленных в бюджет фонда платежей, а также в случае несвоевременной выплаты заработной платы перечисление средств на выплату пособий производится областными (Минским городским) управлениями Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) в установленном порядке.

По вопросу о выплате пособия рекомендуем Вам обратиться в районный отдел Фонда по месту постановки на учёт плательщика, выплачивающего пособие. В случае, если основания для финансирования средств на выплату пособия плательщику не имеется и выплата пособия не будет произведена, вы вправе обратиться в суд.

Нехай Мария Анатольевна, Минск:

Разъясните, пожалуйста, как поступить в такой ситуации: сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Есть еще один ребенок в возрасте 7 лет. Мать работает временно (1-2 месяца) на полставки по договору подряда у разных работодателей. Какие необходимо работнице предоставлять документы по основному месту работу для верного исчисления пособий по уходу за ребенком до 3-х лет и ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет? В каких размерах исчислять и выплачивать эти пособия в период работы на полставки.

Румак Александр Алексеевич:

Уважаемая Мария Анатольевна!
Перечень документов, представляемых гражданином вместе с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, установлен п.2.9 перечня административных процедур, утвержденного Указом Главы государства от 26.04.2010 г. №200.

В частности, работницей представляются :

- свидетельство о рождении ребенка (на ребенка в возрасте до 3 лет и ребенка старше 3 лет);

- свидетельство о заключении брака - если заявитель состоит в браке;

- в случае, если семья неполная, предоставляется свидетельство о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи.

Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет определяется в соответствии со статьей 13 Закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей".
При этом размер выплачиваемого пособия зависит от занятости лица, осуществляющего уход за ребенком. Если работница работает на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей либо выполняет работу по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие выплачивается в размере 50% от размера, установленного законодательством.

Так как работница вашей организации работает у нескольких нанимателей, для определения размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет представляются подтверждающие документы о дополнительной занятости (трудовой договор или гражданско-правовой договор).
Также для назначения пособий необходима справка о месте жительства и составе семьи, которая запрашивается организацией, назначающей пособие, либо может быть представлена работницей вместе с заявлением.

Для назначения пособия семьям на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет на ребенка старше 3 лет представляется справка о том, что гражданин является обучающимся (выдается учреждением образования, которое посещает ребенок). Размер данного пособия не зависит от занятости родителей. Пособие выплачивается ежемесячно в размере 50% БПМ.


Толах Елена Владимировна, Минск:

Добрый день. Интересует вопрос, почему молодым семьям имеющим двоих несовершеннолетних детей процентная ставка за пользование льготными кредитами на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляемыми в соответствии с законодательными актами открытым акционерным обществом ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ установлена в размере 5%, а семьям где один родитель воспитывает одного ребенка такой кредит не полагается. Ведь в семье, где двое родителей и двое детей фактически на каждого родителя тоже приходится по одному ребенку. Не считаете ли Вы, что такой подход ущемляет права родителей, воспитывающих детей в одиночку? Спасибо.

Артеменко Марина Борисовна:

Информируем, Елена Владимировна, что вопросы поддержки семей, воспитывающих детей, в сфере строительства жилья относятся к компетенции Министерства архитектуры и строительства. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, жилищный вопрос является наиболее актуальным при принятии решения о рождении каждого последующего ребенка. С учетом финансовых возможностей государства, поддержка при строительстве жилья оказывается молодым семьям, воспитывающим двоих детей, и многодетным семьям.

Валюхневич Татьяна Михайловна, Кобрин:

Здравствуйте.Моему сыну 5 марта будет уже два месяца а единовременное пособие на ребенка в размере 15 709 100 рублей предприятие(ОАО"Швейная фирма"Лона") так и не выплатило.28 февраля я оформила все документы на предприятии,отдала все справки,тогда же на вопрос "когда мне выплатят пособие" бухгалтер пояснила,что по закону они должны только в течении 10 дней рассмотреть мои документы и в ближайшую зарплату мне перечислить пособие.Получив ответ я терпеливо ждала.27 марта была выплачена зарплата всем работникам,но на моё удивление пособие мне так и не выплатили.Всем мои звонки на предприятие заканчиваются только обещаниями и новыми версиями почему так получилось( то деньги не заказали на мою выплату,то бухгалтер ошиблась,то обещаем деньги выплатить в понедельник,а в пн. говорят,что банк комиссию снял и денег уже нет,может завтра и так далее),а вчера было сказано,что в принципе если на счету у предприятия нет денег то я могу хоть в суд подавать всё равно ничего этим не добьюсь.Вот так мы с сыном и ждем каждый день денег ,пропала вера что их вообще когда-либо выплатят.Подскажите пожалуйста,как в такой ситуации можно повлиять на исход дела и действительно ли нельзя ничего сделать если у предприятия нет денег?Дальше мне получать ежемесячное пособие на ребенка и каждый месяц переживать совсем не хочется.Спасибо

Капыльская Лариса Ивановна:

Уважаемая Татьяна Михайловна!
Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон) назначение и выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей (далее – пособия), осуществляются по месту работы получателя пособия.

Обязанность по выплате пособий, к которым относятся, в том числе, пособия в связи с рождением ребенка и по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, законодательством возложена на плательщика обязательных страховых взносов (нанимателя) (далее – плательщик). В частности, в абзаце втором части второй статьи 5 Закона предусмотрено, что организация, назначающая и выплачивающая пособия, обязана обеспечивать их своевременную выплату.

Как установлено пунктом 13 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, пособия, назначенные по месту работы, выплачивается в дни, установленные для выплаты заработной платы.

Выплата пособий производится плательщиком в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда).

Если сумма начисленных пособий превышает сумму начисленных в бюджет фонда платежей, а также в случае несвоевременной выплаты заработной платы перечисление средств на выплату пособий производится областными (Минским городским) управлениями Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – управления Фонда) в установленном порядке.

Рекомендуем Вам обратиться в районный отдел Фонда по месту постановки на учёт плательщика, выплачивающего пособия для рассмотрения вопросов о праве плательщика, выплачивающего пособие, на финансирование средств на выплату пособия и оказания содействия в выплате пособия.

В случае несвоевременной выплаты пособий плательщиком и отсутствии оснований для финансирования расходов на выплату пособий органами Фонда Вы вправе обращаться в суд.

Абрамчик Елена Сергеевна, Шарковщина:

Здравствуйте,скажите пожалуйста куда можно обратиться о не выплате детского пособия.Шарковщина,витебская обл.завод ПМК-68 не выплачивает не зарплату не пособие,уже около 2 месяцев,пособие около месяца,

Румак Александр Алексеевич:

Уважаемая Елена Сергеевна!
Выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в том числе пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (далее – пособие), осуществляются по месту работы получателя пособия.

Выплата пособий производится нанимателем в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда).

Если сумма начисленных пособий превышает сумму начисленных в бюджет фонда платежей, а также в случае несвоевременной выплаты заработной платы перечисление средств на выплату пособий производится областными (Минским городским) управлениями Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – управления Фонда) в установленном порядке.

По вопросу о выплате пособия Вы можете обратиться в Шарковщинский районный отдел Витебского областного управления Фонда, где Вам будет оказано содействие в решении данного вопроса.

1  2  3