Главная - ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ

«Государственная поддержка семей, воспитывающих детей. Реализация Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»

12 октября 2017 11:00 - 12:00
Румак Александр Алексеевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
Лабкович Вера Владимировна
Начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Артеменко Марина Борисовна
Заместитель начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Капыльская Лариса Ивановна
Начальник отдела социального страхования Фонда социальной защиты населения
«Государственная поддержка семей, воспитывающих детей. Реализация Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

вопрос, Минск:

Женщинам, которые получают невысокие пособия — учащиеся, студентки, официальные безработные, а также те, у кого небольшой стаж работы, и те, кто получает меньше минималки, ввели доплату. А тем, кто неплохо зарабатывает, ограничили пособие 3-мя средними зарплатами в месяц, верно? Насколько это обосновано?

Капыльская Лариса Ивановна:

Пособие по беременности и родам работающим женщинам относится к выплатам по государственному социальному страхованию.

В целях соблюдения таких принципов государственного социального страхования как гарантированность пенсий, пособий и других выплат и дифференциация условий их назначения и размеров применение минимального и максимального размера при назначении пособия по беременности и родам является необходимой мерой.

Норма о максимальном размере пособия по беременности и родам не является нововведением. Доплата к пособию по беременности и родам в случае, когда размер данного пособия ниже, чем размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка до окончания отпуска по беременности и родам, введена с целью обеспечения равных условий для работающих и неработающих женщин.

вопрос, Беларусь:

Пособие на детей, которые находятся в стране меньше 2 месяцев в году, платить не будут. Но ведь чаще всего на этих детей не платят пособие и в других странах. Получается, что родители таких детей не будут получать выплаты ни в одной стране. Не планируется ли пересмотреть подобный порядок выплат? Были ли обращения по этому поводу?

Артеменко Марина Борисовна:

Такой нормы в действующем законодательстве нет. Речь, скорее всего, идет о норме по выезду детей, постоянно проживающих в Беларуси, за пределы республики на срок более 2 месяцев. Согласно статье 24 выплата государственных пособий прекращается в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев. Данное условие не распространяется на детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларуси, и детей, выехавших за пределы Республики Беларусь для получения медицинской помощи. При возвращении на территорию республики выплата пособия, приостановленная в связи с выездом, возобновляется со дня обращения за его назначением.

Следует отметить, что государственные пособия назначаются на детей, не только зарегистрированных в нашей стране по месту жительства, но и фактически проживающих здесь.

вопрос, Минск:

Парадокс: женщина отдала ребенка в детский сад и сама сидит дома - ей положено пособие в полном размере. А если вышла на работу на ставку (и с ее зарплаты идут отчисления в Фонд) - то только половина. Насколько это справедливо? Почему так?

Артеменко Марина Борисовна:

В период ухода за ребенком в возрасте до 3 лет государство гарантирует лицу, осуществляющему за ним уход, материальную поддержку в виде пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет независимо от того, застраховано это лицо или нет. Пособие является частичной компенсацией утраченного трудового дохода. При выходе на работу у лица, осуществляющего уход за ребенком, появляется доход в виде заработка. Размер пособия зависит от того, на каких условиях работает данное лицо. В случае занятости более половины месячной нормы рабочего времени, размер пособия снижается на 50 процентов. При этом следует отметить, что у работающего лица появляются правовые гарантии на иные выплаты по социальному страхованию, например, пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком.

Дмитрий, Минск:

Верно ли я понимаю, что родителям и опекунам детей-инвалидов разрешили работать на 0,5 ставки? С чем это связано?

Румак Александр Алексеевич:

Законом усилена социальная защита семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также семей, в которых сами родители являются инвалидами. Так, родителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом с получением соответствующего пособия, предоставлено право работать на условиях неполной занятости (не более 0,5 ставки) или выполнять работу на дому. Возможность получать пособие и трудиться позволит родителям детей-инвалидов повысить уровень дохода своей семьи, а также выработать страховой стаж для назначения трудовой пенсии. Также им предоставлено право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом и в случае получения ими пенсии либо ежемесячной страховой выплаты от "Белгосстраха".

Иван Викторович, Минск:

Иностранцы и лица без гражданства, которые получили статус беженца в Беларуси, теперь могут получать пособия на детей только в том случае, если они постоянно проживают в Беларуси или же временно, но с уплатой обязательных страховых взносов (не меньше 6 месяцев в общей сложности). Раньше иностранцы, получившие статус беженца в Беларуси, могли получать пособия без каких-то условий. С чем вызваны данные ужесточения в выплате пособий?

Румак Александр Алексеевич:

Иностранным гражданам и лица лицам без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, право на государственные пособия предоставляется на тех же основаниях, что и другим иностранным гражданам и лицам без гражданства – при условии, если они в Беларуси:

постоянно проживают;

временно проживают и работают с уплатой обязательных страховых взносов.

Данная норма обусловлена тем, что указанные лица на территории Республики Беларусь имеют статус постоянно либо временно проживающих.

Законом установлены следующие условия для назначения пособия в связи с рождением ребенка:

на ребенка, родившегося за пределами Республики Беларусь, который зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь, — при условии, если в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу рождения ребенка, один из родителей в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун ребенка были зарегистрированы по месту жительства (имели разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) и фактически проживали в Республике Беларусь не менее шести месяцев в общей сложности;

временно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства — при условии, если за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачивались не менее шести месяцев в общей сложности до дня возникновения права на пособие в связи с рождением ребенка.

При этом указанные условия не применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь.

Синяк М.В., РБ:

В Беларуси отменили единовременное пособие на ребенка, который умер. Ранее оно выплачивалось. Теперь осталось только пособие на погребение. Почему были отменены эти выплаты?

Лабкович Вера Владимировна:

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» государственные пособия назначаются на детей, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь (получивших разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) на день обращения за назначением государственных пособий, при условии их фактического проживания в Республике Беларусь.

Право на обращение за назначением государственных пособий предоставлено семьям в течение 6 месяцев. Условие регистрации ребенка по месту проживания и фактического проживания в стране применяется ко дню обращения граждан за назначением государственных пособий. Семья имеет право на назначение государственных пособий, если на день обращения за их назначением ребенок зарегистрирован и фактически проживает в Беларуси.

В законодательстве урегулированы нормы по порядку подтверждения статуса проживания детей в Республике Беларусь. Поскольку в случае смерти гражданин снимается с регистрационного учета по месту проживания (утрачивает разрешение на временное проживание), то и право на предоставление каких-либо гарантий также утрачивается.

вопрос, Минск:

В Беларуси существует такая платная услуга, как социальная передышка. Какая стоимость этой услуги? Насколько востребована эта услуга у семей?

Румак Александр Алексеевич:

Начиная с 2013 года, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляется услуга социальной передышки для освобождения родителей (членов семьи) от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени (не более 28 суток в календарном году) в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.

Данная услуга организована во всех домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития республики.

Услуга социальной передышки платная. Вместе с тем семья, воспитывающая ребенка-инвалида, отправляя его в дом-интернат для детей-инвалидов, не лишается мер социальной поддержки (пенсия, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и др.), а также иных льгот, положенных семьям в соответствии с законодательством.

Плата за услуги социальной передышки формируется, в основном, с учетом стоимости питания.

Стоимость оплаты гражданами за оказание услуги социальной передышки в домах-интернатах для детей-инвалидов в среднем составляет 112 рублей.

За 2016 – 1 полугодие 2017 г. в республике услугой социальной передышки воспользовалось 47 семей.

вопрос, Минск:

Несовершеннолетняя мать, которая не состоит в браке и на которую выплачивается пособие, при рождении ребенка теперь сохраняет право на данные выплаты. Раньше выплата пособий в таком случае прекращалась. Чем продиктовано принятие этих изменений? Было много обращений со стороны несовершеннолетних?

Артеменко Марина Борисовна:

Как показывает практика, несовершеннолетние матери не всегда вступают в брак и продолжают проживать в семье своих родителей, оставаясь на их иждивении. При этом один из родителей, как правило, выступает опекуном своего внука (внучки), то есть несет двойную иждивенческую нагрузку. Поскольку пособие на детей старше 3 лет назначается и выплачивается наиболее уязвимым категориям семей (к примеру, воспитывающим ребенка-инвалида, либо в которых сами родители являются инвалидами и др.), данное решение принято с целью недопущения снижения уровня жизни таких семей.

Минск, Минск:

Все нововведенные нормы по ежемесячным пособиям, право на которые предоставляется новой редакцией Закона (при отсутствии такого права в старой редакции Закона), вводятся в действие с 1 июля 2017 года. Гражданам предоставлен 6-месячный срок для подачи заявления и получения пособий (по новым нормам) за весь период - начиная с 1 июля 2017 года. Такой срок истекает 1 января 2018 года (т.е. не позднее первого рабочего дня, следующего за 1 января 2018 года). А как поступать семьям, которые решат подавать заявление после 1 января 2018 года? Им уже не будут пересмотрены выплаты? Что делать тем, кто "вспомнит" про это после 1 января?

Лабкович Вера Владимировна:

В связи с введением с 1 июля 2017 года новой редакции Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» гражданам, у которых право на государственные пособия возникло до 1 июля 2017 года, государственные пособия при обращении за ними после 1 июля 2017 года назначаются и выплачиваются в следующем порядке:

пособия по беременности и родам, женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, в связи с рождением ребенка и по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком — в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона;

семейные пособия, выплачиваемые ежемесячно (пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 18 лет, на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет):

за период по 30 июня 2017 года включительно — в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона;

начиная с 1 июля 2017 года — в соответствии с новой редакцией Закона.

Гражданам, у которых право на ежемесячные семейные пособия возникает с 1 июля 2017 года в связи с введением в действие новой редакции Закона, ежемесячные семейные пособия назначаются и выплачиваются с 1 июля 2017 года, если обращение за ними последовало не позднее 1 января 2018 года.

Таким образом, для назначения ежемесячных пособий за прошлое время (начиная с 1 июля 2017 г.) гражданам предоставлен 6-месячный срок для подачи заявления. Поэтому, если по состоянию на 1 июля 2017 года гражданин приобрел право на назначение государственного пособия по новым нормам Закона, то ему необходимо подать заявление не позднее 1 января 2018 года (т.е. не позднее первого рабочего дня, следующего за 1 января 2018 года), чтобы получить государственные пособия за весь прошлый период – начиная с 1 июля 2017 года.

При обращении по истечении шести месяцев со дня возникновения права на них ежемесячные государственные пособия будут назначены со дня обращения.

Следует отметить, что сроки, установленные законодательством для обращения за назначением пособий, с 1 июля 2017 года не изменились.

Александра, Минск:

Хотела бы уточнить, в каких случаях родители ребенка-инвалида, относящиеся по законодательству к категории занятых, имеют право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет?

Румак Александр Алексеевич:

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается в органах по труду, занятости и социальной защите, как правило, неработающим и не имеющим иных видов занятости матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида либо другому лицу, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.

К занятым для целей назначения данного пособия относятся лица, указанные в пункте 4 статьи 18 Закона.

Вместе с тем с 1 июля 2017 г. статьей 18 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (в редакции от 30.06.2017) право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет расширено и предоставлено матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида, которые:

работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;

являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, ремесленниками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере агроэкотуризма, и приостановили деятельность в порядке, установленном законодательством;

являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе ликвидации;

находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;

получают пенсию (независимо от ее вида) либо ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, если один из родителей ребенка-инвалида (мать (мачеха) или отец (отчим) относится к занятым на вышеназванных условиях, он имеет право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

1  2  3