logo

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь

RU BY

О постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2020 № 736 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2011 г. № 1009 и от 5 января 2018 г. № 6»

18 декабря 2020 года

Изменения вносятся в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2011 № 1009 «Об утверждении образца удостоверения многодетной семьи и Положения о порядке выдачи удостоверения многодетной семьи»

Изменения касаются:
  • Формы удостоверения многодетной семьи
  • Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи
В новой форме удостоверения:

1. Увеличено количество страниц, предусмотренных для заполнения сведений о детях и сведений о продлении периода действия удостоверения;

2. Отменено заполнение сведений о месте жительства многодетной семьи.

Основные новации в порядке выдачи удостоверения многодетной семьи

1. Установлено право на получение удостоверения по месту фактического проживания семьи (независимо от места регистрации на территории Республики Беларусь).

2. Уточнен порядок определения состава семьи.

В частности, в составе семьи учитываются:
  • мать (мачеха)
  • отец (отчим)
  • усыновитель (удочеритель)
  • находящиеся на иждивении и воспитании в семье дети в возрасте до 18 (родные, усыновленные, удочеренные, пасынки и падчерицы).
При этом член семьи, учтенный при выдаче удостоверения в составе одной семьи, в составе другой семьи может учитываться после исключения его из состава семьи в ранее выданном удостоверении.

3. В связи с тем, что обязательным условием, установленным для выдачи удостоверения, является постоянное проживание семьи в Республике Беларусь, конкретизируется, что условие постоянного проживания применяется к детям, учитываемым в составе семьи, и к одному из супругов (если семья полная).

4. Установлен исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, на основании которых выдается удостоверение. Одновременно уточнено, что в случае выдачи нового удостоверения взамен ранее полученного последнее приобщается родителем к заявлению о выдаче удостоверения.

5. Увеличены сроки, установленные для запроса местными исполнительными и распорядительными органами документов, необходимых для выдачи удостоверения (с 3 рабочих дней до 5 календарных дней), а также для проведения обследования семьи (с 3 рабочих дней до 5 рабочих дней).

Увеличение указанных сроков не влияет на общий срок осуществления данной административной процедуры.

6. Уточнен порядок обжалования принятого решения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения – в вышестоящий местный исполнительный и распорядительный орган, а затем в суд.

7. Конкретизированы обстоятельства, при наступлении которых вносятся изменения в выданное удостоверение:
  • при продлении (сокращении) срока его действия
  • изменениях в составе семьи
  • изменении фамилии, собственного имени, отчества
  • даты рождения членов семьи и др.
Определено, куда семьям следует обращаться для внесения изменений (в соответствии с их регистрацией по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания семьи) и предусмотрено право выбора вместо внесения изменений в ранее полученное удостоверение получить новое удостоверение.

8. Изложены конкретные обстоятельства, при возникновении которых семья утрачивает статус многодетной. Такими основаниями являются:

  • достижение старшим ребенком из троих несовершеннолетних детей 18-летнего возраста
  • определение места проживания ребенка (детей) с родителем, который не входит в состав семьи (на основании решения суда, Соглашения о детях, Брачного договора, определения о судебном приказе о взыскании алиментов, Соглашения об уплате алиментов при определении места проживания детей с одним из родителей и (или) при установлении алиментов на содержание детей)
  • лишение родителей (родителя в неполной семье) родительских прав
  • отмена усыновления (удочерения)
  • отобрание ребенка (детей) из семьи по решению суда без лишения родителей родительских прав
  • смерть ребенка (детей), признание его (их) безвестно отсутствующим(и), объявление его (их) умершим(и).
9. Закреплена норма, что удостоверение при утрате статуса многодетной семьи является недействительным и не может использоваться для подтверждения права на социальные гарантии и льготы, установленные для многодетных семей.

Также уточнено, что недействительным считается удостоверение с помарками и подчистками либо оформленное ненадлежащим образом.

10. Из Положения исключены нормы о выдаче дубликата удостоверения, поскольку они регулируются Указом № 200.

11. Положение дополнено нормой, устанавливающей, что сведения о принятом решении о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения, выдаче дубликата удостоверения, об изменениях в составе семьи, возврате удостоверения вносятся в базу данных многодетных семей автоматизированной информационной системы учета многодетных семей не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения, поступления информации об изменениях, возврате удостоверения.

12. Утверждена новая форма заявления о выдаче удостоверения, которая дополнена следующей информацией:

  • указанием места фактического проживания семьи – для запроса акта обследования семьи, обратившейся за выдачей удостоверения не по месту фактического проживания
  • информацией о том, что члены семьи не учитывались (учитывались) в другой семье при выдаче удостоверения – для исключения случаев двойного учета
  • подтверждением, что дети находятся на иждивении и воспитании в семье, и что в отношении их родитель не лишен родительских прав, не отказывался от них и не подавал письменное заявление о согласии на их усыновление (удочерение) другими лицами, они не отобраны из семьи по решению суда без лишения родителей родительских прав
  • согласием заявителя на представление по запросу местного исполнительного и распорядительного органа документов и (или) сведений, содержащих информацию о членах семьи, указанных им в заявлении, если такая информация необходима для выдачи удостоверения многодетной семьи.
13. Утверждена новая форма акта обследования семьи, воспитывающей детей в возрасте до 18 лет. В нем содержится комплексная информация не только о категории и составе семьи, жилищных условиях, о видах государственной поддержки, на которую семья реализовала право, но и о насущных потребностях семьи в социальных услугах, материальной помощи, трудоустройстве и др.

Внимание! Удостоверения, выданные многодетным семьям до 1 января 2021 г., будут действительны и не потребуют обмена.

Изменения, внесенные в Положение о порядке выдачи удостоверения многодетной семьи и в образец удостоверения многодетной семьи, вступают в силу с 1 января 2021 г.

Изменения вносятся в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2018 № 6 «О республиканском смотре домов-интернатов»

Закреплены правовые основания (расходные обязательства) для финансирования проведения конкурса на звание «Лучший территориальный центр социального обслуживания населения» из средств республиканского и местных бюджетов.

Порядок и условия проведения конкурса определены постановлением Министерства труда и социальной защиты от 17 марта 2008 г. № 49, которым утверждено положение о конкурсе на звание «Лучший территориальный центр социального обслуживания населения».

Справочно. С целью осовременивания подходов к проведению конкурса Министерством подготовлен проект постановления Министерства труда и социальной защиты «О конкурсе на звание «Лучший территориальный центр социального обслуживания населения», который поддержан облисполкомами, Мингорисполкомом и находится на согласовании в Министерстве финансов.

Указанным проектом предусматривается новый подход в методике определения победителей как на областном (для г. Минска – городском), так и на республиканском уровне. Призерами конкурса станут центры, занявшие три первых места:

  • на первом этапе конкурса – на основании рейтинговой оценки деятельности центров области (г. Минска),
  • на втором этапе – на основании рейтинга среди победителей первого этапа конкурса.

При этом осовременены показатели, по которым будет оцениваться деятельность центров и выстраиваться их рейтинг (рейтинговая оценка будет производиться по каждому из показателей, и по всем показателям в целом).

Деятельность центров планируется «оцифровать» по группам показателей, которые отражают как основные направления их работы, так и вопросы трудовой и исполнительской дисциплины коллективов, их творческого потенциала.

Регламентированы особенности распределения мест для случаев, когда по результатам рейтинговой оценки их деятельности два или более центра получат одинаковое рейтинговое значение (место). С этой целью введены дополнительные показатели оценки деятельности центров.

В целом оценка деятельности центров будет производиться по 40 основным показателям и 4 дополнительным.
Для проведения конкурса, подведения итогов и определения победителя и лауреатов на каждом уровне предусмотрено создание конкурсной комиссии.

Центры – победители конкурса будут отмечены не только Грамотами и Благодарностями Министерства, но и денежными призами.

Проведение конкурса планируется ежегодно, что будет способствовать выявлению лучших ТЦСОН (с их поощрением), совершенствованию и повышению эффективности их деятельности, обобщению и распространению передового опыта в области социального обслуживания, повышению качества социальных услуг.

Проведение конкурса предусмотрено проектом Государственной программы «Социальная защита» на 2021-2025 годы, который в настоящее время рассматривается Правительством.