Главная - Оплата труда-c - Вектор либерализации – условия оплаты труда



Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).

В послании белорусскому народу и Национальному собранию Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко была отмечена необходимость модернизации системы оплаты труда, разработки гибких систем.

В целях реализации положений подпунктов 7.1 и 7.2 пункта 7 Директивы № 4 принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181), который вступает в действие с 1 июня 2011 г.

Главной новацией Указа № 181 является придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС). Субъектам предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 года предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников.

Необходимо отметить, что нормы Указа № 181 не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников субъектов предпринимательской деятельности, а предоставляют коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям право выбора определять оплату труда работников либо на основе ЕТС, либо без её учёта. При этом те наниматели, которые примут решение о сохранении действующих у них условий оплаты труда работников, не обязаны закреплять это решение в каком-либо локальном нормативном правовом акте.

Решение нанимателя перейти на новые условия оплаты труда, т.е. без учёта ЕТС, может быть принято в любом виде (приказ, распоряжение, положение и др.). При этом, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Республики Беларусь, он обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее, чем за один месяц.

При переходе на новые условия оплаты труда с целью социальной защиты работников в Указе № 181 предусмотрены две нормы:

недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент введения новых условий оплаты труда;

соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде. Основной такой гарантией в области оплаты труда является размер минимальной заработной платы, установленный законодательством (далее – МЗП).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 1844 с 1 января 2011 г. месячная МЗП установлена в размере 460,0 тыс. руб., часовая – 2710 руб., с учетом индексации в апреле 2011 г. месячная МЗП составляет 491920 руб., часовая – 2900 руб. (письмо Министерства труда и социальной защиты от 14 мая 2011 г. № 03-03-14/2251п с разъяснением по определению доплаты до установленного размера МЗП размещено на официальном сайте Министерства).

Указом № 181 значительно расширены права нанимателей в вопросах формирования условий оплаты труда работников, в том числе повышения их тарифных ставок (окладов) и установления выплат стимулирующего характера.

Так, в частности, в нем предусматривается отмена действия ранее установленного Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 единого норматива в размере 80 процентов средств, направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении коммерческих организаций. Данный норматив будет действовать только в отношении организаций-монополистов, что соответствует положениям пункта 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на продукцию организаций-монополистов. (Таких организаций в республике - около 200 или 1,1 процента от общего числа организаций).

Снятие названного ограничения позволит нанимателям при определении размеров заработной платы работников применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление их материальной заинтересованности в повышении производительности труда, максимально учитывать сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход и, соответственно платить по труду.

Кроме того, создаются условия для повышения тарифных ставок (окладов) работников в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей для всех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и государственной формы собственности, что ставит их в равные условия.

Принятие Указа № 181 позволяет значительно снизить количество нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда работников субъектов предпринимательской деятельности, и упростить существующую нормативную правовую базу.

Этот год – год предприимчивости и на современном этапе развития экономики принятый Главой государства Указ № 181 будет способствовать стимулированию предприимчивых людей – инициативных, думающих, энергичных, которые могут и, самое важное, хотят добиться успеха во всех сферах жизни общества, способных формировать сознание работников в духе рыночных отношений. При этом основные усилия руководителей всех уровней управления должны быть направлены на внедрение эффективных систем стимулирования высококвалифицированных работников, сочетающих материальные и моральные стимулы. Особое внимание должно быть уделено работникам, занятым реализацией инновационных и инвестиционных проектов, разработкой новой техники и новейших технологий. Творческая активность и находчивость, изобретательность и практичность, умение принять в нужный момент правильное решение должны стимулироваться.

Кроме того, реализация норм Указа № 181 будет способствовать формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в республику.

С принятием данного документа в коммерческих организациях оплата труда работников будет осуществляться на основе локальных нормативных правовых актов, что значительно усилит роль коллективно-договорного регулирования вопросов оплаты труда работников. При этом максимально должны учитываться результативность вклада каждого работника в результаты труда и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, в том числе и с использованием зарубежного опыта, надо только грамотно и эффективно ими воспользоваться.

Министр труда и социальной

защиты Республики Беларусь

М.А.Щёткина


Последние новости