Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о производственном травматизме при выполнении работ по холодной обработке металлов




ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
о производственном травматизме при выполнении работ по холодной обработке металлов

Согласно требованиям нормативных правовых актов кузнечно-прессовые работы, обработка металлов резанием с использованием металлообрабатывающего оборудования, работы с абразивным и эльборовым инструментом относятся к работам с повышенной опасностью, и, соответственно, требуют повышенного внимания к организации производственного процесса с учетом требований безопасности, изложенных в нормативных правовых актах, технических нормативных правовых, а также безусловного соблюдения технологии их проведения.

Однако на практике, как со стороны должностных лиц организаций, так и самих работников, выполняющих работы по холодной обработке металлов, вышеуказанные требования зачастую не соблюдаются, не уделяется должного внимания техническому состоянию оборудования и соблюдению технологических процессов. Кроме того, со стороны нанимателей не всегда обеспечивается эффективный контроль за применением работниками безопасных приемов в работе, выполнением требований, изложенных в правилах и инструкциях по охране труда, а также правильного применения средств коллективной и индивидуальной защиты. В том числе, не единичны случаи, когда работники привлекаются к выполнению работ без соответствующей квалификации.

Указанные нарушения требований безопасности приводят к случаям производственного травматизма с тяжелыми последствиями.

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь более 5 процентов от общего числа тяжело травмированных в результате несчастных случаев, зарегистрированных в 2013 году, получили травмы при эксплуатации оборудования для холодной обработки металла.

Так, 10 января 2013 г. при установке метчика во вращающийся шпиндель вертикально-сверлильного станка была тяжело травмирована сверловщик Завода «Могилевтрансмаш» ОАО «МАЗ» (Могилевская область).

Проведенным специальным расследованием установлено, что локальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок производства работ, не содержали сведения о безопасных методах и приемах их выполнения. Кроме того, потерпевшая была допущена к выполнению работ с повышенной опасностью без прохождения в установленном законодательством порядке стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, а также не обеспеченная средствами индивидуальной защиты.

Нарушение требований безопасности при эксплуатации кривошипно-листовых пневматических ножниц, защитное ограждение которых не исключало доступ в опасную зону привело 11 марта 2013 г. к несчастному случаю с тяжелым исходом с электрогазосварщиком ОАО «Скидельский сахарный комбинат» (Гродненская область). Квалифицированным работником, закрепленным за вышеуказанным оборудованием, не соблюдалась последовательность пуска оборудования, не использовались упоры ограничения подачи разрезаемого металла, а также к оборудованию было допущено лицо (потерпевший), не имеющее отношения к выполняемой работе и соответствующей квалификации.

24 июля 2013 г. при выполнении работ на сверлильном станке в результате захвата сверлом рукавицы, травму с тяжелым исходом получил слесарь механосборочных работ ОАО «Опытно-механический завод» (г. Минск).

Аналогично, выполнение работ в рукавицах на сверлильном оборудовании привело 31 июля 2013 г. травмированию электросварщика УП «Бобруйскжелезобетон» (Могилевская область), который в момент несчастного случая находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, проведенным специальным расследование установлено, что потерпевший был допущен к выполнению работ без соответствующей квалификации по профессии, не прошедший в установленном порядке стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

При проверке работоспособности системы подачи смазочно-охлаждающей жидкости вертикально-фрезерного станка 13 июня 2013 г. травму с тяжелыми последствиями получила фрезеровщик ОАО «Рогачевский завод «Диапроект» (Гомельская область).

Установлено, что потерпевшая в нарушение требований безопасности, предусмотренных локальными нормативными правовыми актами по охране труда, вышеуказанную работу осуществляла не в режиме «холостого хода» и без отключения вращения шпинделя.

Не соблюдение требований технологического процесса и локальных нормативных правовых актов оператором станков с программным управлением ООО «Гронда Систем» (Гомельская область) привело 12 сентября 2013 г. к несчастному случаю с тяжелым исходом. Потерпевший в нарушение требований безопасности осуществлял подготовку оборудования к работе при включенном электродвигателе.

При выполнении 8 октября 2013 г. работ на листогибочном прессе с педальной системой управления, в результате попадания руки в опасную зону, был тяжело травмирован оператор станков с программным управлением ИООО «Бримстон-Бел» (г. Минск).

Специальным расследованием установлено, что причинами несчастного случая явились: эксплуатация оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, а также допуск к выполнению работ с повышенной опасностью работника, не прошедшего в установленном законодательством порядке проверку знаний по вопросам охраны труда.

Отсутствие локального нормативного правового акта (технологической инструкции), регламентирующего порядок выполнения работ по очистке частей (вальцов) автоматической линии для профилирования и резки металлической ленты при включенном приводе привело 14 октября 2013 г. к травмированию штамповщика ОАО «Завод Гидроизолстрой» (Минская область).

26 декабря 2013 г. при выполнении работ на механизме вальцевания без использования предусмотренных приспособлений, в результате захвата руки вальцами, травму с тяжелым исходом получил слесарь по изготовлению узлов и деталей систем вентиляции Филиала «Гомельский завод сантехзаготовок» ОАО «ТрестБелсантехмонтаж №1» (Гомельская область). К работе на оборудовании был допущен работник, не имевший соответствующей квалификации.

Особую тревогу вызывает тот факт, что в большинстве организаций, допустивших несчастные случаи с тяжелыми последствиями при выполнении работ по холодной обработке металлов, разработаны и внедрены системы управления охраной труда на основе государственного стандарта СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования». Однако организационные, личностные и технические причины происшедших несчастных случаев свидетельствуют о неудовлетворительной работе по обеспечению охраны труда и недостаточной эффективности внедренных систем управления охраной труда. Вышеизложенное требует безотлагательного осуществления корректирующих действий во внедренные системы управления охраной труда и разработки дополнительных мероприятий по управлению рисками.

В целях профилактики и недопущения в дальнейшем случаев травмирования работающих при эксплуатации оборудования при холодной обработке металлов Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

обеспечить безусловное соблюдение требований Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов, утвержденных постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 7/92;

к эксплуатации оборудования и выполнению технологических процессов холодной обработки металлов допускать лиц соответствующей профессии, специальности и квалификации, прошедших обучение, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями Инструкциио порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;

обеспечить соответствие производственного оборудования требованиям безопасности согласно нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам, а также эксплуатационных документов заводов-изготовителей;

не допускать эксплуатацию оборудование в не исправном состоянии. Неиспользуемое длительное время и неисправное оборудование отключать от всех энергоносителей и технологических трубопроводов (электрическое напряжение, сжатый воздух, подводка СОЖ и другое);

не допускать эксплуатацию оборудования для холодной обработки металлов без защитных устройств и ограждений, исключающих в процессе работы соприкосновение человека с движущимися элементами и режущим инструментом;

оснастить рукоятки, педали и другие органы оборудования устройствами блокировки или фиксации, исключающими возможность работы ими, когда перемещение управляемых ими элементов, включение или выключение сблокированного с ними привода главного движения станка могут привести к аварии и получению травм;

осмотр, чистку, ремонт и демонтаж оборудования осуществлять при обесточенных электроприводах, снятых приводных ремнях, на пусковых устройствах вывешивать плакаты "Не включать - работают люди". При необходимости питающий кабель электродвигателя заземлять, а зону ремонта ограждать с установкой предупреждающих или запрещающих знаков или плакатов.

ручной слесарный инструмент и приспособления осматривать не реже одного раза в десять дней, а также непосредственно перед применением. Неисправный инструмент изымать;

разработать технологическую документацию выполнения технологических процессов холодной обработки металлов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов. В технологической документации на обработку изделий и отдельных деталей указывать основные и вспомогательные приспособления и инструменты, защитные и транспортные устройства и способы безопасного ведения работ. При процессах холодной обработки металлов предусматривать меры защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

обеспечивать работающих средствами индивидуальной защиты соответствии с установленными законодательством нормами;

порядок пользования средствами индивидуальной защиты излагать в инструкциях по охране труда с учетом конкретных условий, в которых они применяются;

не допускать к работе (отстранять от работы) лиц в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующих необходимые средства индивидуальной защиты;

принять должные меры по обеспечению безусловного и немедленного расторжения контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

обеспечить проведение контроля за состоянием охраны труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159.


Последние новости
29.11.2016
28 ноября 2016 г. в ходе визита Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Азербайджанскую Республику подписано Соглашение о применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики (далее – Административное соглашение).

Административное соглашение разработано во исполнение статей 12 и 13 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года (далее - Основное Соглашение). Основное Соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и граждан Азербайджанской Республики, проживающих на территории указанных государств. Согласно статье 8 Основного Соглашения каждое государство назначает (исчисляет) трудовую пенсию в соответствии со свои законодательством за стаж работы (страховой стаж) после 31 декабря 1991 г., приобретенный на его территории, и выплачивает ее по месту жительства гражданина. За периоды стажа работы (страхового стажа) по 31 декабря 1991 г., приобретенного на территории государств бывшего СССР, трудовую пенсию назначает (исчисляет) и выплачивает государство, на территории которой проживает гражданин в момент обращения за пенсией.
...