Главная - Департамент государственной инспекции труда - Типичные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении надзора - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях на производстве, происшедших при эксплуатации гидроманипуляторов

Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о несчастных случаях на производстве, происшедших при эксплуатации гидроманипуляторов

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности труда в организациях республики нередки стали случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями при выполнении погрузо-разгрузочных работ с использованием гидроманипуляторов. При этом следует отметить, что число таких происшествий не уменьшается.

Справочно: гидроманипулятор – это устройство, предназначенное для поднятия и перемещения каких-либо грузов в пространстве, смонтированное на различные мобильных площадках, в том числе автотракторных шасси.

Так, в 2010 году зарегистрировано 2 несчастных случая со смертельным и 2 - с тяжелым исходом, происшедших при эксплуатации гидроманипуляторов смонтированных на автомобильном шасси. За первое полугодие текущего года травмы с тяжелым исходом получили 2 работника.

Анализ результатов специальных расследований несчастных случаев показывает, что в организациях эксплуатирующих гидроманипуляторы, требования безопасности зачастую игнорируются как со стороны нанимателей, так и со стороны работников.

Имели место случаи, когда должностными лицами и работниками кроме нарушений установленных правил и норм охраны труда, не соблюдались требования трудовой и производственной дисциплины.

Так, 11 февраля 2010 года при выезде из производственного здания на автомобиле КрАЗ, не приведенная в транспортное положение стрела гидроманипулятора зацепилась за железобетонную плиту, смонтированную над дверным проемом, которая в последующем упала на кабину автомобиля. Находившийся в кабине водитель автомобиля ОДО «Белавтозапчасть» Жодинского района Минской области был смертельно травмирован.

Одной из причин несчастного случая явилось нарушение потерпевшим требований трудовой дисциплины и инструкций по охране труда. Кроме того, со стороны должностных лиц организации не обеспечивался контроль за соблюдением работником установленных локальными нормативными правовыми актами требованиями по обеспечению безопасности труда.

3 сентября 2010 года на территории лесопильного цеха № 1 производственной базы СООО «Скайфорест» Горецкого района Могилевской области при эксплуатации гидроманипулятора смонтированного на базе автомобиля «Скания R142Н» произошел отказ его электрической цепи. В результате произошедшей неисправности стрела гидроманипулятора осталась находиться в поднятом положении. При этом водитель автомобиля и должностные лица организации, не предприняли мер по исключению доступа работников к неисправной машине и оставили ее без присмотра. В тоже время станочник и подсобный рабочий СООО «Скайфорест», находясь в непосредственной близости от штабеля лесоматериала, возле которого находился гидроманипулятор, накатывали бревна на цепной транспортер. В момент подачи очередного бревна стрела гидроманипулятора самопроизвольно (под действием собственного веса) пришла в движение и опустилась. В результате ее опускания станочник СООО «Скайфорест» получил тяжелые травмы туловища.

Проведенным специальным расследованием установлено, что к управлению лесовозным автомобилем, оборудованным гидроманипулятором был допущен водитель, не имеющий соответствующей квалификации. Указанный автомобиль эксплуатировался не прошедшим государственного технического осмотра.

Кроме того, причинами несчастного случая явились: допуск к выполнению работ в опасной зоне работника, не прошедшего обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по совмещаемой профессии, а также отсутствие должного контроля по обеспечению работающим здоровых и безопасных условий труда.

5 октября 2010 года водитель автомобиля ГЛХУ «Логойский лесхоз» Логойского района Минской области находясь на штабеле лесоматериала загруженного в кузов автомобиля (на высоте 3 м.) производил ремонт стрелы гидроманипулятора, предварительно не опустив ее на землю. В результате падения водитель автомобиля был тяжело травмирован.

Причиной несчастного случая явилось нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда для водителей транспортных средств, оборудованных гидроманипуляторами.

3 июля 2010 года, при выполнении работ по погрузке сортимента штабеля лесоматериала, произошел излом и падение стрелы гидроманипулятора с последующим тяжелым травмирование водителя автомобиля ОАО «Витебскдрев».

Аналогичные несчастные случаи травмирования работников связанные с изломом и падением стрелы гидроманипулятора, произошли 24 февраля 2011 г. с водителем на вывозке леса ГЛХУ «Бобруйский лесхоз» Могилевского ГПЛХО и 1 июня 2011 г. с водителем автомобиля ГЛХУ «Узденский лесхоз» Минского ПЛХО (в настоящее время проводится специальное расследование).

Таким образом, исходя из проведенного мониторинга причин несчастных случаев, необходимо отметить, что в целях недопущении подобных несчастных случаев нанимателям и работодателями, эксплуатирующим гидроманипуляторы, необходимо обеспечить безусловное выполнение требований к эксплуатации и ремонту гидроманипуляторов, их узлов и механизмов, включая грузозахватные органы, установленные Межотраслевыми правилами по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и лесном хозяйстве, утвержденные постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 211/39, другими нормативными правовыми актами, руководствами по эксплуатации заводов-изготовителей.

В целях обеспечения безопасности при эксплуатации гидроманипуляторов и недопущения случаев производственного травматизма при их эксплуатации Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным потребовать от нанимателей и работодателей, владельцев подъемно-транспортного оборудования и производителей погрузочно-разгрузочных работ:

к управлению механическими транспортными средствами, в том числе агрегатируемых с прицепными транспортными средствами, осуществляющими погрузочно-разгрузочные работы с помощью гидроманипуляторов допускать водителей имеющих, кроме водительского удостоверения, удостоверение на право управления гидроманипулятором, выданное в установленном порядке;

производить погрузочно-разгрузочные работы в соответствии с технологическими картами, с которыми должны быть ознакомлены, под роспись все работники, допущенные к выполнению работ;

обеспечить содержание грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений в исправном состоянии;

провести исследование сварных швов конструкции стрелы на предмет возможного наличия внутренних трещин, изломов и др. дефектов;

осуществлять контроль технического состояния грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений путем проведения технических освидетельствований в установленные сроки, а также техосмотра перед выпуском на линию и перед началом работы по соответствующим разработанным инструкциям с оформлением результатов контроля в паспортах грузоподъемных машин, специальных журналах, путевых листах. При обнаружении в процессе контроля или эксплуатации несоответствия машин и приспособлений требованиям технических нормативных правовых актов не допускать их эксплуатацию до устранения недостатков;

установить порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта гидроманипуляторов и грузозахватных приспособлений;

ужесточить спрос за соблюдением работниками требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих выданные им средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда.

Последние новости
20.09.2017
Онлайн-конференция по вопросам пенсионного обеспечения пройдет 21 сентября 2017 г. с 10.00 до 11.00 на сайтах Министерства труда и социальной защиты и БЕЛТА.

На вопросы, связанные с пенсионным обеспечением ответят заместитель Министра труда и социальной защиты Валерий Валерьевич Ковальков, начальник главного управления пенсионного обеспечения Наталья Владимировна Мурашкевич, заместитель начальника этого управления Лариса Михайловна Яшкова.

Интерактивный проект реализуется одновременно на сайтах www.mintrud.gov.by. и www.belta.by Каждый посетитель сайтов может заранее или непосредственно во время проведения конференции задать ее участникам вопросы, которые считает для себя важными. Ответы будут публиковаться в режиме реального времени в открытом доступе.

...
18.09.2017
Онлайн-конференция на тему «Практическое применение законодательства об охране труда» пройдет 19 сентября текущего года с 11.00 до 12.00 на сайте Министерства труда и социальной защиты.

На вопросы, касающиеся применения норм законодательства об охране труда, порядка предоставления работникам компенсаций по условиям труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, ответят - заместитель Министра труда и социальной защиты Старовойтов Игорь Григорьевич, начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Карчевский Иван Александрович, заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Каменецкая Ирина Николаевна.

Интерактивный проект реализуется на сайте www.mintrud.gov.by. Каждый посетитель сайта может заранее или непосредственно во время проведения конференции задать ее участникам вопросы, которые считает для себя важными. Ответы будут публиковаться в режиме реального времени в открытом доступе.
...