Главная - Департамент государственной инспекции труда - Административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда



Административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда

Согласно статье 465 Трудового кодекса Республики Беларусь юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Основанием возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.

В соответствии со ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь ответственность за нарушения законодательства о труде несут только лица, виновные в этом.

Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушение (несоблюдение) законодательства о труде установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В соответствии со статьей 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Согласно статье 3.1 КоАП вина - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (статья 3.5 КоАП).

Согласно статье 4.8 КоАП физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной частиКоАП.

Ответственность за нарушения законодательства о труде, протоколы о совершении которых, согласно пункту 24 части первой статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), предоставлено право составлять уполномоченным должностным лицам Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, предусмотрена статьей 9.17, частями 1 и 4 статьи 9.19, статьями 9.20, 9.25 КоАП.

Статья 9.17 КоАП «Нарушение правил по охране труда» устанавливает административную ответственность за нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах в виде штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

В соответствии с частью второй данной статьи то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 9.18 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Согласно данной статье непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров,- влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража - влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Меры административной ответственности, установленные статьей, распространяются только на физических лиц.

Согласно части первой статьи 9.19 КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы - влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.

Справочно:

В республиканском торгово-производственном предприятии было установлено нарушение сроков выплаты заработной платы работникам. Согласно коллективному договору, действующему в организации, заработная плата работникам выплачивается ежемесячно 17 числа месяца, следующего за отчетным. При проверке установлено, что фактически заработная плата работникам выплачивается после 25 числа месяца. Постановлением государственного инспектора труда Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на организацию наложен штраф в размере 20 базовых величин.

Главный бухгалтер общества с ограниченной ответственностью признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.19 КоАП, так как, будучи уполномоченным должностным лицом нанимателя, не обеспечила выплату заработной платы в установленные в организации сроки. За данное правонарушение к ней применены санкции в виде штрафа в размере 5 базовых величин.

Правоприменительная практика к правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 9.19 КоАП относит не только нарушение периодичности и сроков выплаты заработной платы работникам, установленных коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами организаций, трудовыми договорами, заключенными с работниками, но и такие нарушения как задержка окончательного расчета при увольнении работника, несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска.

Справочно:

Государственным инспектором труда был составлен протокол об административном правонарушении в отношении частного производственного унитарного предприятия, согласно которому средний заработок за время трудового отпуска, предоставленного работнику, был выплачен ему только по окончании отпуска, в то время как наниматель обязан был произвести выплату не позднее, чем за один день до начала отпуска, как того требует законодательство. За данное правонарушение на организацию наложен штраф в размере 10 базовых величин.

Директор общества с ограниченной ответственностью был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 базовых величин, за то, что не произвел окончательный расчет с уволенным работником в день увольнения.

Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 - 9.18 КоАП и частями 1 и 3 статьи 9.19, причинившие вред работнику, согласно части четвертой данной статьи влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

К числу иных нарушений, в первую очередь, относятся нарушения, касающиеся оплаты труда, такие как нарушения порядка оплаты труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими; выплата заработной платы работникам в размере ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством; не установление в контрактах и (или) не предоставление работникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и др.

Справочно:

Государственным инспектором труда Департамента государственной инспекции труда в совместном обществе с ограниченной ответственностью было установлено нарушение требований подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 в части предоставления работникам дополнительных мер стимулирования труда. В отношении уполномоченного должностного лица был составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором труда, должностное лицо подвергнуто штрафу в размере 4 базовых величин.

К числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена частью четвертой статьи 9.19, относятся и другие нарушения, повлекшие вредные последствия, т. е. согласно статье 1.3 КоАП - причинение не только имущественного но и иного вреда охраняемым Кодексом правам и интересам работников. К таким нарушением можно отнести задержку выдачи трудовой книжки при увольнении, не предоставление трудового отпуска в течение рабочего года, не предоставление работнику дополнительных отпусков, на которые он имеет право и т.д.

Справочно:

Директор общества с дополнительной ответственностью на основании протокола по делу об административном правонарушении согласно постановлению по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.19 КоАП, был подвергнут штрафу в размере 4 базовых величин, так как не предоставил работнику трудовой отпуск в течение рабочего года.

Статья 9.20 КоАП устанавливает административную ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом разделяет ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, санкция данной статьи за указанное нарушение предусматривает наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин на должностное лицо, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.

Справочно:

Был выявлен случай сокрытия производственного несчастного случая, произошедшего с работником сельскохозяйственного участка республиканского унитарного предприятия, которым при исполнении трудовых обязанностей была получена травма. Нанимателем о данном несчастном случае не сообщено, расследование несчастного случая своевременно произведено не было. За данное нарушение государственным инспектором труда к нанимателю в соответствии со статьей 9.20 КоАП применены штрафные санкции в размере 50 базовых величин.

Мастер ДРСУ привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 базовых величин за сокрытие несчастного случая, происшедшего с дорожным рабочим.

Директор частного производственного унитарного предприятия привлечена к административной ответственности по данной статье КоАП за несвоевременное сообщение о производственном несчастном случае.

Следует отдельно остановиться на статье 9.25 КоАП, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров. Данная статья является специальной. Особенностью её является то, что штрафные санкции устанавливаются не только в базовых величинах. Согласно данной статье, несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, - влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления - до пятнадцати базовых величин.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемого за указанное нарушение на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, в денежном выражении может быть ниже минимального или выше максимального размеров, установленных соответственно частями второй и третьей статьи 6.5 КоАП.

Справочно:

Основными нарушениями при заключении гражданско-правовых договоров являются отсутствие в договорах обязательных существенных условий: порядка расчета по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате; обязательств заказчика по уплате обязательных страховых взносов на государственное социальной страхование; обязательств сторон по обеспечению безопасных условий работы; оснований досрочного расторжения гражданско-правового договора; ответственности за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы.

От имени Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь дела об административных правонарушениях в соответствии с частью второй статьи 3.23 ПИКоАП вправе рассматривать директор Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда.


Последние новости
29.11.2016
28 ноября 2016 г. в ходе визита Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Азербайджанскую Республику подписано Соглашение о применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики (далее – Административное соглашение).

Административное соглашение разработано во исполнение статей 12 и 13 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года (далее - Основное Соглашение). Основное Соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и граждан Азербайджанской Республики, проживающих на территории указанных государств. Согласно статье 8 Основного Соглашения каждое государство назначает (исчисляет) трудовую пенсию в соответствии со свои законодательством за стаж работы (страховой стаж) после 31 декабря 1991 г., приобретенный на его территории, и выплачивает ее по месту жительства гражданина. За периоды стажа работы (страхового стажа) по 31 декабря 1991 г., приобретенного на территории государств бывшего СССР, трудовую пенсию назначает (исчисляет) и выплачивает государство, на территории которой проживает гражданин в момент обращения за пенсией.
...